?

Log in

No account? Create an account

Ирина Жданова: Нужно как можно скорее вводить новые стандарты для школы

С 1 сентября 2011 года все российские школы перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам начальной школы. Недавно мы рассказывали о том, как происходит переход на ФГОСы в московской общеобразовательной школе № 1323. Сегодня же своими мыслями о новых стандартах поделится директор московской школы № 1010 Ирина Жданова.

– Ирина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, в чём заключается качественное отличие ФГОС от прежних образовательных стандартов?

– Новые образовательные стандарты предполагают совершенно новый подход к обучению, направленный, в первую очередь, на развитие ребёнка как личности, на нравственно-патриотическое воспитание. С тех пор, как были введены старые стандарты, многое изменилось, в том числе в информационном и экономическом пространстве. Обучать детей по-старому уже нельзя, и новый стандарт отвечает современным требованиям. Общеучебные умения, навыки – это то, чем школа занималась всегда, но, может, не так системно.


– Одно из очевидных новшеств ФГОС – определение требований к условиям обучения. Изменилась ли материально-техническая база школы в связи с введением стандартов?

– Порядка 2 миллионов рублей было выделено на переоборудование школы. Безусловно, теперь все технические возможности обеспечены. У нас у каждого ребёнка свой компьютер, свои программы, своё пространство. Дома они обсуждают со своими близкими занятия в школе, родители могут увидеть то, чем ребёнок занимался, – многие задания записываются на компьютер.


– Что на практике означает введение нового стандарта?

– Если говорить о том, как проходят уроки, то сейчас учитель предлагает классу сформулировать проблему и самостоятельно прийти к выводу, который раньше дети получали в готовом виде. Теперь учитель выступает проводником между ребёнком и знанием. Таким образом, школьники, на основе личного опыта, легче и лучше запоминают материал. Стоит отметить, что раньше дети боялись ответить неправильно, а сейчас, когда учителя не говорят, что кто-то неправ и ребята самостоятельно, в ходе совместной работы, приходят к верному ответу, у детей снижается учебная тревожность.

– Как в вашей школе оценивают введение нового стандарта?

– Мы очень серьёзно подошли к вопросу обучения педагогических кадров, поэтому были абсолютно готовы к его введению. В течение года подготовка учителей длилась 600 часов. Сейчас настолько проработан стандарт начальной школы, что пора уже говорить о стандартах средней и старшей школы. Иначе мы можем потерять наработки, полученные в начальной школе. Ребёнок после обучения по новым стандартам в начальной школе не боится говорить, умеет отстаивать своё мнение, получает информацию не только от учителя, а и из других источников. В средней и старшей школе это надо развивать. Немаловажным моментом является организация второй половины дня. В начальной школе, как правило, у ребёнка всё это время занято экскурсиями, дополнительными занятиями, консультациями, проектной деятельностью. Создаётся постоянная среда, в которой находится ученик. В пятом классе дети меньше времени проводят в школе. Этот момент нужно очень хорошо продумать.

– А как относятся к нововведениям ребята?

– Обучение стало интереснее. Учителя иногда встречают родителей на улице, и те рассказывают, как ребёнок соскучился по школе. Ребята применяют знания на практике – это, безусловно, интереснее – и достигают больших успехов. Наша школа перешла на новые стандарты ещё в прошлом году. И нынешние второклассники, учившиеся по новым стандартам, опережают своих сверстников.



– Многие опасались, что с введением новых стандартов некоторые предметы станут платными. Платят ли родители за внеурочную деятельность, «продлёнку»?

– Обучение по новому стандарту абсолютно бесплатно для родителей и детей. При этом во второй половине дня дети ходят на экскурсии, занимаются в кружках. Например, у нас есть музыка, вокал, ритмика, театральная студия, танцевальные кружки, настольный теннис, волейбол, баскетбол, рукоделие, лепка. Это всё бесплатные кружки. Не нужно забывать и об управляющих советах с участием родителей. Советы помогают в организации экскурсий, решают вопросы распределения стимулирующего фонда оплаты труда учителей, и, конечно, совместно разрабатывается учебный план в части дополнительных часов на предметы.

– Специалисты утверждают, что шестилетний ребёнок может проводить за компьютером не более 20–30 минут в день. Учитывается ли это при организации обучения по новым стандартам?

– Наши дети проводят за компьютером даже меньше – 10–15 минут, – они же не включают с утра компьютер и сидят там весь день. Ребята либо обращаются к Всемирной сети как к источнику знаний, выходят на какие-то порталы, сайты, либо записывают на компьютер учебные задания. Это происходит очень быстро, наши дети очень подкованы в этом вопросе.


– Некоторые критики новых ФГОСов опасаются, что раннее приучение детей к компьютеру приведёт к тому, что школьники разучатся писать от руки. Можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?

– Конечно, это не так. Ребёнок только 10–15 минут занимается на компьютере, всё остальное время мы пишем и читаем. Также идёт постановка письма – прописи и т. д. Просто наряду с прописями существуют ещё и новые технологии.

– Как психолог участвует в учебном процессе?

– В течение первых двух месяцев обучения школьники проходят курс «Введение в школьную жизнь». У начинающих учиться детей уроки длятся 35 минут, перемены длиннее, чем у других школьников. Психолог постепенно приучает их к школьной жизни. Общением с детьми это не ограничивается. Психолог разговаривает с педагогами, с родителями, советует, как помочь, если ребёнку тяжело. Дети после детсада попадают в совершенно другие условия обучения. Адаптивный период с психологическим сопровождением необходим.


– Многие учителя высказывали опасения, что в связи с новыми стандартами и новой системой оплаты труда они будут получать меньше. Прокомментируйте, пожалуйста, данное утверждение.

– Есть аудиторная и неаудиторная нагрузка. С новыми стандартами неаудиторной нагрузки стало больше. Но принцип распределения зарплаты остался такой же – он зависит от количества часов, количества детей, плюс коэффициентов, которые увеличивают зарплату. Те деньги, которые выделялись, не уменьшат, а дадут больше – приведут в соответствие с нормативом подушевого финансирования. То, чего не хватало, добавят. Зарплата физически не может снизиться. Мы уже рассчитали зарплату по новой системе оплаты труда и явственно увидели, что учителя будут получать больше. Другое дело – стимулирующая часть оплаты труда, которая будет распределяться дифференцированно. Может так случиться, что один педагог будет получать больше, чем другой, ведущий тот же предмет с тем же количеством часов, потому что первый будет достигать лучших результатов.

– Как и любое новое начинание, переход на новые образовательные стандарты связан с определёнными рисками. Возникали ли у школы проблемы в связи с переходом на новые ФГОСы?

– На мой взгляд, введение стандартов в начальной школе проходит удачно, поскольку хорошо подготовлен коллектив, модернизировано учебное пространство, есть качественная методическая поддержка. Проблем с введением стандарта у нас нет. При этом во вторых классах, обучающихся по новым стандартам, результат существенно выше, чем у вторых классов прошлых лет. У детей стало больше возможностей для раскрытия способностей: они развиваются быстрее, в том числе и в спорте, и в музыке, и в изобразительном искусстве.

В продолжении постов про ФГОСы мы хотим предложить нашим читателям задать вопросы Ирине Дмитриевне в комментариях к интервью. А так же вы можете высказывать свои пожелания по тематикам дальнейших публикаций в нашем блоге. Будем вам очень благодарны!


9
Комментировать

С первого сентября этого года российские школы перешл

03.10.2011 14:55 (UTC)

pingback_bot

User apeshkin referenced to your post from С первого сентября этого года российские школы перешли на новые стандарты обучения. saying: [...] нововведениях делится Ирина Жданова, директор московской школы № 1010 ( подробнее можно узнать тут [...]

(без темы)

03.10.2011 15:02 (UTC)

fdorin

врать не стыдно?

(без темы)

08.11.2011 07:50 (UTC)

05arsi

Не всё настолько радужно, как тут представлено, это только в Москве всё так хорошо.

Например у нас в школе (Московская область) было несколько кружков, дети ходили в них, занимались, пусть они были платными, но они были.
Теперь эти кружки отодвинули на самый вечер, а вместо них поставили 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯ В ДЕНЬ, то есть у первоклашек получается по 6-7 уроков.
А после этого их уже отпускают в свои кружки, если силы и время останутся.
Многие дети не выдерживают и бросают свои кружки, потому что с внеурочки их не отпускают ни в коем случае - обязаны отсидеть 7 уроков в день.
Никакого выбора естественно нет! Занятия не нужные, скучные и никому не интересные! По сути это обычные уроки, ведут учителя первых классов. Никаких танцев, музыки, рисования, спорта и тд и в помине нет.

И так происходит во всех регионах, кроме Москвы.

(без темы)

18.11.2011 12:48 (UTC)

fd2166

Вопросики.
1. С 1-4 класс историю убрали? Оригинально, оригинально.
2. Что-то судя по отзывам, да и документации=куда что ушло, что делали. Все свелось к начальным классам. А то что выше 4 класса-плевать? Или все изменения это http://sch1010.ru/images/stories/rasp_sredn_2ch2011_02.jpg
вот такое расписание. Где ученик сам выбирает из 2 предметов 1 и идет на него?
Что-то мне подсказывает, что выбор делают родители исходя из из "пожеланий школы" Иначе некоторые учителя просто останутся без работы. Т.к. многие по личным причинам не заходят к ним ходить.


(без темы)

21.11.2011 12:25 (UTC)

05arsi

Дело в том, что в этом году новые стандарты ввели только в 1 классе, даже 2-4 классы сейчас учатся по-старому (и так и будут учиться дальше).
В следующем году по новым стандартам будут учиться уже 1-2 классы и тд, - таким образом все вновь прибывающие первоклассники начинают учиться по-новому. Так постепенно и до старшей школы дойдут.

Комментировать