?

Log in

No account? Create an account

Обсуждение «моделей» эффективной деятельности научных учреждений



В Министерстве образования и науки Российской Федерации начинается разработка и обсуждение «моделей» эффективной деятельности научных учреждений в современных условиях. На основе разработанных «моделей» планируется подготовить проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность научных институтов.

Для обсуждения предлагаются следующие темы:
- финансирование научных институтов;
- кадровая система;
- имущественный комплекс;
- научные исследования и экспертиза;
- другие темы.


Мы будем рады всем предложениям учёных, преподавателей и заинтересованных граждан по вопросам формирования современных и эффективных «моделей» научных исследований.



181
Комментировать

Комментарии по поводу закона о РАН. (часть 2)

29.07.2013 13:14 (UTC)

januchar

Совсем не так построена фундаментальная наука в развитых странах. Там она состоит из жестких элементов с гибкими связями. Жесткими элементами являются постоянные позиции уровня «полных профессоров» с высокими зарплатами и пенсиями, возрастным цензом и независимостью. В этой системе научная власть делeгируется людям "от Бога" в результате их победы в жестоком альтернативном конкурсе с участием десятков кандидатов. Эти конкурсы проводятся независимыми международными по составу комиссиями. Особо важно установление жесткого возрастного ценза, исполняемого неукоснительно с точностью до дня. После ухода ученого с постоянной позиции эта позиция закрывается. Никакого «наследования научной группы» в рамках этой системы быть не может в принципе! Оставляя в стороне детали (а их тут много) , напишу лишь, что руководитель сам набирает группу на контрактные ставки и ему нужны хорошие работники, а не балласт. То есть тут в принципе заложен положительный отбор. Могут быть разные ставки с контрактами до 5 лет. Краткосрочные (1-2 года) контракты создаются из грантов, получаемых профессорами, долгосрочные контракты (3-5 лет) обеспечиваются ставками организации на конкурсной основе. Человек принимается сначала на краткосрочные контракты, при выполнении требований этих контрактов, следующие контракты будут более долгосрочными. Детали работы профессора, предоставляемое оборудование, стартовые контрактные ставки, помещения и т.п. оговариваются на последнем этапе конкурса. Оборудование предоставляется организацией, как правило, только один раз, развитие группы идет в дальнейшем за счет грантов. Профессор из грантов никаких доплат не получает, но может ездить в командировки. Естественно, нужны гранты более крупные, нежели сейчас выделяются через РФФИ.
Далее, несколько научных групп могут обьединиться в "куст" (намеренно не использую слово «лаборатория») для того, чтобы оптимизировать бюрократическую и другую хозяйственную деятельность, которая не является научной. Они выбирают администратора «куста», который от их имени взаимодействует с внешним миром. Число групп в "кусте" не больше 20, иначе начнется фрагментация внутри «куста». Все вопросы, связанные с взаимодействием групп, решаются советом "куста", администратор лишь организует работу Совета и представляет "куст" в окружающем мире. "Администратор" никаких прав по управлению деятельностью внутри групп не имеет, все вопросы взаимодействия групп решаются или в личном порядке между руководителями, или на собрании всех руководителей "куста". Никакой власти внутри групп Совет также не имеет. Естественно, что объединившиеся в "куст" группы занимаются взаимопонятной наукой и находятся территориально близко. (Это предложение есть калька с организации лабораторий в CNRS, Франция.)



Продолжение следует

Re: Комментарии по поводу закона о РАН. (часть 2)

22.08.2013 10:17 (UTC)

serqwert

Одномоментное резкое уменьшение числа постоянных ставок в академических институтах может отрицательно сказаться на притоке молодежи. В настоящее время защитивший кандидатскую способный молодой специалист может выбрать временную позицию в РАН (а не на западе, где зарплаты сильно больше) в надежде в случае успешной работы через несколько лет получить постоянную. Если число постоянных позиций будет сокращено на порядок, это преимущество (после их заполнения) исчезнет, что будет способствовать выбору в пользу отъезда за рубеж. А для того, чтобы сделать все позиции конкурентоспособными в финансовом плане с аналогичными позициями на западе, потребуется существенное увеличение финансирования РАН. Этого же потребует введение правила, по которому уход "завлаба" на пенсию приводит к закрытию его лаборатории и необходимости существенных трат на оборудование вместо нее новой лаборатории. В ситуации, когда государство не расположено увеличивать финансирование РАН, подобного сорта преобразования практически невозможны и, в крайнем случае, должны проводиться после апробации в ограниченном масштабе, а не во всей академии сразу.

Комментировать