?

Log in

No account? Create an account

Обсуждение «моделей» эффективной деятельности научных учреждений



В Министерстве образования и науки Российской Федерации начинается разработка и обсуждение «моделей» эффективной деятельности научных учреждений в современных условиях. На основе разработанных «моделей» планируется подготовить проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность научных институтов.

Для обсуждения предлагаются следующие темы:
- финансирование научных институтов;
- кадровая система;
- имущественный комплекс;
- научные исследования и экспертиза;
- другие темы.


Мы будем рады всем предложениям учёных, преподавателей и заинтересованных граждан по вопросам формирования современных и эффективных «моделей» научных исследований.



181
Комментировать

Комментарии по поводу закона о РАН. (часть 1)

29.07.2013 12:43 (UTC)

januchar

Комментарии по поводу закона о РАН.
Текст ниже не представляет собой оформленный проект, писать какой-либо проект в настоящий момент смысла не вижу.
Далее под словом «наука» я понимаю естественные науки – математику, физику, химию, биологию, информатику, геологию , океанологию, метеорологию,... и так далее.
1. Управление наукой на «низовом» уровне.
Ключевой вопрос, разделяющий, на уровне парадигм!, организацию научной деятельности в России и в остальных развитых странах, является вопрос о способе управления наукой. Если в остальном мире принято минимизировать любые властные элементы в управлении наукой, максимально усиливая личную ответственность работника, Россия до сих пор живет в парадигме примата дарованной власти: "Пока я начальник - ты дурак!" .

В Российской науке властные полномочия делегируются из поднебесья, сверху вниз. Такая система была создана Сталиным и Берией в АН СССР, институты которой были государственными предприятиями для решения поставленных перед ними больших задач. Разговоры о демократических выборах директоров институтов в РАН - всего лишь разговоры. Внешне демократические выборы в некоторых институтах РАН имеют место, но лишь постольку, поскольку оба кандидата устраивают РАНовский эстeблишмент и. никакого особого интереса этот институт не представляет. Особо вредным, однако, для системы РАН является наследование лабораторий после ухода ее руководителя. В таком случае лаборатория, как правило, достаeтся заместителю, не меняя ни своей тематики, ни своего состава. Я не слышал о каких-либо альтернативных выборах зав.лабов в институтах РАН: : один кандидат, одобренный директоратом, выбирается работниками лаборатории единогласно. Делегирование власти сверху вниз порождает кадровый кризис и приводит к вырождению кадров: при таком делeгировании верхнему эшелону власти не нужно иметь инициативного и самодостаточного человека на нижележащем уровне власти. В системе создается механизм отрицательного отбора , возникают ниши, в которых уютно укрываются бездельники, что еще больше отравляет научную атмосферу. Поскольку никакого контроля сверху над деятельностью РАН нет, она спокойно вырождается. Реально весь конфликт между РАН и Правительством, возникший после внесения в Думу "Закона» , определяется желанием руководства РАН сохранить ту полноту власти, которой оно пользовалось внутри РАН до сих пор.

Продолжение следует

Комментировать