?

Log in

No account? Create an account

Играть или учить?





- Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

- Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

- Стандарт может быть разнообразным?

- Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.



- Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

- Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

- А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным государством видением детства?

- Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие? Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.



- Дошкольники теперь будут больше учиться?

- Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного образования - сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.



- Как проверить, освоил ребенок этот стандарт или нет? Ввести тестирование перед первым классом?

- Никаких оценок академических достижений ребенка 4-5-6-ти лет!!! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия, проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм тестирования, в том числе единого государственного экзамена для малышей, не будет.

- По сути, вы пытаетесь предложить единую модель, которая устроит родителей, учителей начальной школы, воспитателей в детсадах и пойдет на благо самим детям. Это все можно совместить?

- Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о ком вы говорите, должен участвовать в переговорах ради развития своего ребенка. Учитель начальных
классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

- А кто готовит стандарт дошкольного образования? Могу я где-то ознакомиться с проектом и, как родитель, внести свои замечания и предложения?

- Подготовкой стандарта занимаются эксперты и проектировщики, психологи разных групп, социологи, педагоги, управленцы, причем часто у них противоречивые взгляды. Мы все ищем стратегию согласия. Наши обсуждения не тайна за семью печатями. Мы открыты к обсуждению всех вопросов. Все материалы стандарта, начиная с июня, будут вывешиваться на сайте Федерального института развития образования, а также на портале Министерства образования и науки РФ. Этим летом запланировано несколько широких обсуждений проекта. И только если мы сможем договориться и между собой, и с обществом, с 1 сентября начнется осторожная апробация стандарта в ряде регионов России.

Источник: Аннин П. Играть или учить?// Комсомольская правда. Образование и работа. - 07.05.2013. - С. 14

5
Комментировать

natashaiask@mail.ru

08.05.2013 11:32 (UTC)

Наталья Тиханович

Я не очень то согласна со всеми новыми стандартами и уравниловкой....., а нужны ли все эти шаблоны и штампы? А где же здесь человек, личность???? Кого в результате мы выростим???

Re: natashaiask@mail.ru

13.05.2013 08:36 (UTC)

vsuetin

Как уже достали "растители личностей", когда 11-классник не умеет вычитать, но может пространно пояснить, почему он этого не умеет Давайте оставим воспитание семье, а школа пусть занимается образованием

(без темы)

08.05.2013 18:00 (UTC)

ded50

"Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о ком вы говорите, должен участвовать в переговорах ради развития своего ребенка. "
Переговоры о чем, о деньгах? Сколько родитель должен заплатить за бесплатное дошкольное образование?

Навигация, это прейскурант для родителей?

08.05.2013 18:05 (UTC)

ded50

Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно - мины.

(без темы)

08.05.2013 18:46 (UTC)

forlaiten

"- Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего?" - странное заявление для государства, в котором уже колбасу людям приходится искать, чтобы на ней было обозначено, что она сделана по ГОСТу. В России очень мало стандартизированной продукции. Делают, как бог на душу положит. Жителям России слово "стандарт" очень хорошо известно. Может быть, А.Асмолов такое начало придал своему материалу? Так начать можно было и без "поэтому" - "...начну с того, ...". Как-то вычурено автор использует слово "разнообразие". Товар может быть разнообразным, в смысле - множество товара. Детство может быть эмоционально богатым, но данный оборот в образовании еще не распространен, потому что теория эмоций еще не написана и "еще" так и останется в сочетании с эмоциями. Автор как бы обосновывает использование речевого оборота "разнообразное детство" утверждением, "наши дети невероятно разные". Слово это (разные) какое-то, школьникам оно образование способно понижать. Дети эмоциональны. Данное начало статьи возможно, если человек сотворенный обладает возможностью воспринимать мир - ассоциативно, абстрактно и контекстно. О данных эмоциях в учебниках тоже "еще"... Ассоциативное, абстрактное и контекстное восприятие дополняет биологические пять чувств - зрение, обоняние, вкус, осязание и слух - возвышая человека над животным по его происхождению и придавая человеку эмоциональную полноту. Имеют ли дети эмоциональную полноту? Необходимо принять - имеют, потому что воспринимают мир - ассоциативно, абстрактно и контекстно. От взрослых дети отличаются отсутствием образования. Данное отсутствие не дает им возможности изучить свое восприятие. Речи не может идти, чтобы детям объяснить, что значит контекстность. Но можно в дошкольном возрасте ознакомить детей с примерами абстракций. Наиболее же легко детям объяснять ассоциативность. Дети не имеют в своем уме о родителях и окружающем мире понятий и по сему, воспринимают их ассоциативно. В основе игры находится ассоциативность. Человек ассоциативно трансформирует мир в образы. Чем у человека более высокое образование, тем более многообразный мир он создает. Вписывается ли в данное многообразие религия? Ответ на данный вопрос можно дать такой. Какое требуется образование для создания образа бога? Если ответ на данный вопрос будет иметь образовательное значение, его необходимо записать в учебники. Высота образа определяется ассоциативными способностями человека. Вот здесь закладывается отношение ребенка к родителям. Есть ли более высокие образы? Абстракции создаются ассоциативно. Родители не абстрактны, по этому, абстракции с родителями с уме человека равнозначны и диалектики создавать не должны, если в образовании закладываются сии основы. "Бог - отец" -парадоксальное понятие, созданное Иисусом, чтобы разбудить у иудеев ассоциативность. Контекстность тоже понимается ассоциативно. Ассоциативность имеет определяющее значение в образовании человека. Современное образование с "теорией" Дарвина и религией, со способностями человека создает в уме параллельные процессы, расщепляющие ассоциативную способность. Человек становится взрослым с искаженной ассоциативностью. У него ассоциации вызываются любыми эмоциями и становятся подражанием. Подражанием человек запихивает в рот сигарету и горлышко бутылки с алкоголем. Ну и т.д., в означенном контексте. У профессоров и прочих академиков есть возможность подготовиться к публикации моего исследования, которое еще пишу.

Комментировать