?

Log in

No account? Create an account

ФЦПРО 2011-2015: результаты первого года реализации

17 апреля 2012 г. под председательством Министра Андрея Фурсенко состоялось заседание коллегии Минобрнауки России, посвященное обсуждению реализации Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в 2011 г.




Особенности ФЦПРО 2011-2015 гг. и результаты ее реализации в 2011 г. были озвучены заместителем директора Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки России Д. Гужелей.


Особенности программы

ФЦПРО 2011-2015 гг. является логическим продолжением ФЦПРО 2006-2010 гг. и имеет большую практическую направленность.
Цель ФЦПРО 2011-2015 гг. - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально- ориентированного развития Российской Федерации.

В отличие от ФЦПРО 2006-2010 гг., мероприятия которой носили в основном методологический характер, действующая программа направлена на практическую реализацию поставленных задач, к числу которых относятся:
  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Особенностями Программы являются комплексный подход к реализации проектов, охват всех уровней образования и нацеленность на всех участников образовательного процесса, а также совместная реализация проектов с регионами и крупными работодателями.

В Программу заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – точек роста нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.


Дошкольное и общее образование

В ФЦПРО 2011-2015 гг. предусмотрен целый ряд мероприятий по модернизации дошкольного образования, направленных на распространение новых моделей дошкольного образования для обеспечения его доступности.

В 2011 г. среди субъектов Федерации проводился конкурс программ развития дошкольного образования. В результате в 16 регионах-победителях были созданы стажировочные площадки. Благодаря этому в течение первого года реализации Программы 3200 специалистов прошли курсы повышения квалификации по актуальным направлениям модернизации муниципальных систем дошкольного образования.


Кроме того было выявлено 32 региона-лидера в модернизации общего образования, в которых также начали работу стажировочные площадки. Создание стажировочных площадок является практической реализацией заложенных в ФЦПРО механизмов – поддержка лидеров и тиражирование их опыта. Всего в 2011 г. были созданы 82 стажировочные площадки, где прошли обучение и повышение квалификации около 10 тыс. специалистов, в том числе более 300 консультантов в области развития образования и более 400 тьюторов в области реализации ФГОС общего образования и внедрения моделей государственно-общественного управления образованием.


Отличительной особенностью действующей Программы является смещение акцента на распространение современных моделей успешной социализации, здоровьесбережения детей, а также поддержка талантливой молодежи. С этой целью в 2011 г. для одаренных детей было создано 6 центров и 12 дистанционных школ при крупных российских университетах.



О профессиональном образовании

Для решения еще одной задачи Программы – приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда – в 2011 г. был проведен открытый конкурс региональных программ модернизации системы профессионального образования. В результате были определены 30 регионов-победителей, сумевшие продемонстрировать максимальную ориентацию образовательной системы на социально-экономическое развитие региона и взаимодействие с крупнейшими работодателями.


Победители в 2011 г. получили из федерального бюджета 796,420 млн руб., при этом региональное финансирование составило 2615, 223 млн руб., со стороны работодателей – 1131,634 млн руб.

Обязательства по реализации мероприятий в области модернизации систем профобразования взяли на себя такие крупные компании, как «Росатом», «ОАК», «Иркут», «Норникель», «Якуталмаз», «Русские машины», «Северсталь», «Роснано», «Газпром», «Роснефть».


Об оценке качества образования

Третья задача Программы - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
За минувший год осуществлялись работы по совершенствованию процедуры проведения ЕГЭ, предусматривающие проверку результатов ЕГЭ экспертами из других регионов, включение по ряду предметов части с устными ответами, сдачу ЕГЭ участниками, проживающими за рубежом.

В 2011 г. были начаты работы по разработке концепции проведения ЕГЭ в компьютерной форме, а также созданию независимой системы оценки качества образования на всех уровнях.

С целью повышения эффективности и объективности результатов ЕГЭ проводятся работы по созданию открытого банка заданий по математическим и естественным наукам, а также апробации модели проведения ЕГЭ независимыми организациями.


Важным направлением, разрабатываемым в рамках решения третьей задачи, является создание системы сертификации, призванной давать объективную оценку соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным профессиональными стандартами. В 2011 г. реализован комплекс проектов по разработке и апробации моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методических центров в 11 отраслях (атомной, нефтегазоперерабатывающей, железнодорожного транспорта, медико-биологической и фармацевтической, металлургии, авиастроения, наноиндустрии, машиностроении, энергетики, автомобилестроения, ракетно-космической отрасли) и 6 областях (управления персоналом, туризма и сервиса, юриспруденции, педагогической, области информатики и вычислительной техники, «Мастер делового администрирования» и «Специалист по государственному и муниципальному управлению»).

Отдельным направлением реализации Программы является создание единой информационной платформы, которая призвана объединить данные о сфере образования, начиная с уровня учащегося. Новая информационная система обеспечит централизованный сбор и анализ данных в части контроля, надзора и оценки качества образования в федеральных и региональных органах управления образованием, а также в учреждениях образования.

«Система образования должна поменяться качественно. Это императив, и никаких других вариантов у нас нет, - подытожил коллегию Андрей Фурсенко. - Требования растут, и мы должны мотивировать педагога не просто вовремя приходить на работу, но менять качество этой работы. Это в большой степени касается профобразования. За ближайшие 10-15 лет образование должно измениться кардинально. И это не только российская проблематика. Это мировой тренд.»

С подробной информацией о ФЦПРО 2011-2015 можно ознакомиться на сайте http://www.fcpro.ru/.

1
Комментировать