?

Log in

No account? Create an account

Основы религиозных культур и светской этики

С 1 сентября 2012 года все четвероклассники начнут изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики»

20 марта 2012 г. состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на которой обсуждались вопросы введения в штатном режиме комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.


Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащиеся вместе с родителями выбирают для изучения один из шести модулей.

Напомним, что апробация этого курса проходила в течение 2009/2010 (в 19 регионах) и 2010/2011 (в 21 регионе) учебных годах. За это время в апробации приняло участие порядка 500 тыс. учеников 4-5 классов из 10 тыс. школ. Для этого на федеральном уровне было подготовлено 1 тыс. тьюторов, готовых проводить повышение квалификации учителей в регионах – всего такие курсы закончили порядка 28 тыс. учителей.


В рамках апробации был сделан следующий выбор: 42% семей остановились на изучении модуля «Основы светской этики», 30% отдали предпочтение модулю «Основы православной культуры», 18% выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», 9% решили изучать модуль «Основы исламской культуры», а модули «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» – по 1% участников.
Результаты апробации показали, что большинство родителей (около 60%) признают полезность этого курса. В сентябре 2011 г. Межведомственный координационный совет рекомендовал ввести в штатном режиме во всех школах курс «Основы религиозных культур и светской этики». Распоряжением правительства был утверждён соответствующий план мероприятий на 2012/2013 учебный год.


Сегодня в рамках подготовки к новому учебному году выбор модулей завершен в 77 регионах России. На федеральном уровне продолжилась подготовка тьюторов – 500 человек. В настоящее момент идёт подготовка учителей для преподавания этого курса. Повышение квалификации уже прошли 38,383 тыс. (63,8%) учителей. Также проводится работа по обеспечению учебниками и учебными пособиями. Это делается, в том числе и за счет средств, направленных на модернизацию региональных систем общего образования.

22
Комментировать

Платное образование

20.03.2012 10:51 (UTC)

burova_olga

В интернет и в частности в ЖЖ распространяется информация о принятии закона о платном среднем образовании в Росссии с 2012 года
Пожалуйста, проинформируйте меня, где я могу почитать законодательные докуметы по этой теме.

Re: Платное образование

21.03.2012 07:45 (UTC)

mon_ru

Добрый день, Ольга!

Образование было и остаётся важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.

В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета всех обязательных школьных предметов: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме.

Также Вы можете прочитать официальное сообщение здесь - http://mon.gov.ru/press/reliz/7181/

Re: Платное образование

21.03.2012 09:18 (UTC)

burova_olga

Спасибо большое, что не оставили мое обращение без внимания и дали полный ответ.

(без темы)

20.03.2012 10:54 (UTC)

burova_olga

Думаю, что при разработке и принятии этого решения ставились
нравственные цели. Но мне кажется решение ошибочным.
У детей с детства следует формировать уважение к другим культурам.
Начинать следует с раннего детства - знакомства c фольклором,
позднее приобщение к другим культурам посредством искусства,
еще позже изучение религиоведения или истории религий.
Введение такой дисциплины, целесообразным мне кажется в старшем школьном возрасте. Возможно, что правильнее было бы начать с факультативного введения такого
предмета (Не лишнем мне представляется введение основ культурологи, этики, культуры речи, истории искусств. Пусть факультативно, но надо же с чего-то начинать? Когда я училась в школе у нас бло много школьных мероприятий - концертов самодеятельности,
вечеров, посвященных поэзии, конкурсов на лучший номер и т.д. Не знаю как сейчас обстоит дело с внеклассной работой. )
"Лоббирование" какого-либо религиозного воззрения кажется мне недопустимым.
Выбор настоящего варианта, кроме организационных затруднений, может заложить
фундамент к непониманию и расколу, нетерпимости и вражде на религиозной
почве. Неправильным считаю и предоставление права выбора предмета отдавать родителям. Лично мне бы не понравилось, чтобы мои родители выбирали за меня,
изучение какой религии предпочтительнее.


Edited at 2012-03-21 10:26 am (UTC)

.

20.03.2012 10:57 (UTC)

artemykairyak

Вот оно - светское государство!

Фикция

20.03.2012 12:52 (UTC)

vlad_sn

Вчера на родительском собрании в школе "выбирали" курс ОРКСЭ. Школа рекомендовала выбрать курс основы светской этики. Им легче организовать 1модуль ОСЭ для всех учеников. И учащимся легче, не надо бегать в другие классы. Школа загружена, трудно составить расписание даже для 3 модулей.
В школе не знают за счет какого предмета появится 1 час в неделю ОРКСЭ. Родители возмущаются введением этого курса.
В школе говорят, что они тоже против ОРКСЭ , но ничего поделать не могут. У них приказ, учителя люди подневольные.
"- А вы , родители, пишите, обращайтесь. У вас много прав."

(без темы)

20.03.2012 13:15 (UTC)

krassova_lily

у моей дочери прошло это,.. ЭТО в порядке эксперимента (новосибирской области не повезло). Если честно. я даже не знаю, действительно ли оно проводилось, или все было формальненько - не вникала. Сам факт того, что это прошло, доставляет. Ещё больше доставляет то, что у меня больше нет детей и я уверена, что не будет :) Внуки, надеюсь, будут жить в другом государстве, без попов и мракобесия

(без темы)

20.03.2012 16:15 (UTC)

bulgalo

Минобрнауки ! Уважаемые ! Одумайтесь, вы РАЗДЕЛИТЕ ДЕТЕЙ !!! ВВедение этого предмета - это очередной КЛИН В НАШЕ ОБЩЕСТВО !

В ходе данного эксперимента ЧЕТВЕРТЫЙ класс РАЗДЕЛЯЕТСЯ по выбору, одна группа будет изучать православие, другая - ислам, третья - основы светской этики. Это именно то, о чем я уже писал - нельзя делить детей в столь раннем возрасте.

Неужели эти люди не понимают, что ребята окончательно осознают, что существуют "свои" и "чужие" ?! Неужели авторы этой безумной идеи не понимают, что некоторые дети предпочтут дружить с представителями своей религии, будут кучковаться в группки и подозрительно смотреть на одноклассников другой конфессии ?! Неужели они не понимают, что это еще один шаг к разделению нашего и без того разделенного общества ?!

Очень надеюсь, что в Министерстве Образования все это поймут после окончания эксперимента и не будут более пытаться делить маленьких людей по тем или иным признакам.

(без темы)

30.03.2012 17:29 (UTC)

maximalik

Они говорят, что эксперимент "успешно закончился". Теперь уже нет никакого эксперимента, а будет преподавание в штатном режиме, а в будущем - и в старших классах.

(без темы)

11.09.2012 07:24 (UTC)

iced_wind

"разделяй и властвуй" - гласит принцип государственной власти. Чему вы удивляетесь?

(без темы)

20.03.2012 16:42 (UTC)

Евгений Пирожков

Да здравствует религия в светской школе, Конституция РФ (статья 14) и урезание часов у естественно-научных предметов.

(без темы)

22.03.2012 13:01 (UTC)

simba1979

Честно говоря, мне с самого начала разговоров о введении этого предмета в школьную программу, не нравилась обязательность предмета.
Безусловно, толерантность воспитывать надо (в разумных пределах), но нельзя допускать религию в светское образовательное учреждение.
Мне близка позиция тех, кто вспоминая своё, [извините], советское детство, говорит о неприятии учителями проявлений религиозности у детей (речь о середине и конце 80-х годов). Хотя и серьёзных "выводов" за этим последовать уже не могло (ребенок продолжал учиться в школе, родителей в школу не вызывали, на работу родителям не писали).
Но! Те, кто в конце 80-х мечтал о небольшом свободомыслии в религиозном вопросе, даже подумать не могли о таком религиозном разгуле.
В начале 90-х годов активную миссионерскую деятельность начала католическая церковь. Детей (вместе с родителями) на автобусах свозили в Олимпийский, читали проповеди... это быстро закончилось.
Потом верить стало модно (восстановили ХХС, скидывались всем миром…) Церковь, кстати, первая догадалась использовать известных актеров в качестве "паровозов" при сборе средств (голосов) – помните, реклама о «восстановлении святыни Земли Русской, ХХС»…
В общем, православное христианство себя стало чувствовать очень хорошо, приторговывая без пошлин сигаретами и алкоголем.. Об этом детям тоже рассказывать будут?
Что касается остальных религий, то мне думается так: в тех регионах, где вера востребована, где она есть – никаких предметов просто не нужно (ни одна религия не призывает к насилию).
Там же, где сейчас религиозные культы не являются массовым увлечением, в силу административного ресурса преимущество получит церковь православная… Заново крестить Русь будем? В прошлый раз Владимир крестил Русь огнём и мечом…

(без темы)

19.09.2012 15:06 (UTC)

men777

На ХХС скидывались всем миром? А вот и нет... ХХС построена на муниципальные средства, на них же и содержится...

(без темы)

26.03.2012 03:25 (UTC)

zooliatuganova

А как быть с атеистами?

Дискриминация христианских конфессий

27.03.2012 07:45 (UTC)

Oleksij Melnyczuk

На мой взгляд идея замечательна по своей сути, но её реализация требует существенных доработок. Странным выглядит список предлагаемых на выбор для изучения модулей - он лишён всякой логики, налицо дискриминация крупнейших мировых христианских конфессий в пользу протекции одной из самых немногочисленных конфессий - православия. Если вводить модули "Основы иудейской, буддисткой, исламской культуры", то логическим продолжением такого списка был бы модуль "Основы христианской культуры". Однако, что же мы видим вместо этого? Правильно, неприкрытую протекцию одной из самых малочисленных мировых христианских конфессий - православия и, как следствие, модуль "Основы православной культуры". Меня лично, как лютеранина, это обижает, при всём моём уважении к православию. Если вводить модуль "Основы православной культуры", то гораздо логичнее было бы последующее введение модулей "Основы католической культуры", "Основы протестантской культуры", "Основы суннитской культуры", "Основы шиитской культуры", "Основы культуры хасидов" и так далее. Тогда всё было бы логично. Хотя о чём я, в стране где большинство людей полагают, что единственными христианами являются представители православной конфессии, чего ещё ожидать? Слава Богу, хоть избавились от смешной формулы "русский = православный". Печально наблюдать подобное со стороны Министерства образования и науки светского государства.

Срочно отменить преподавание "Основ религиозных культ

30.03.2012 17:20 (UTC)

maximalik

1) В статье 2 закона «Об образовании» провозглашается «…светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.» Использование выражения «светский ХАРАКТЕР образования» позволяет предположить не просто формальную светскость, т.е. неподотчётность школ церковным органам и отсутствие подготовки в них служителей культа, а принципиальное свойство школьных программ и воспитательных концепций не содержать религиозную основу. Религия, как важное общественное, философское, культурное явление, существует, и поэтому образование не может оставить религию в стороне, как не существующую. Но это должно быть только культурологическое знакомство (или более глубокое факультативное изучение), но не целевое формирование религиозного мировоззрения. Разделение детей по исповеданию той или иной религиозной веры или безверию – уже нарушение светского характера образования. В существующем виде с разделением курса на 6 модулей (Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики) возможно (и это говорят специалисты) только изучение всеми основ мировых религий – лишь тогда курс будет носить культурологический светский характер. Иначе никакой культурологической цели курс не выполняет: православные не будут знать ничего про ислам, иудеи про православие, выбравшие светскую этику ничего не будут знать ни про какую религию. Итак, курс «Основы религиозных культур и светской этики» нарушает светский характер образования.
2) Нарушается также принцип свободы совести. В статье 5 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 говорится о том, что «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии».В данном же курсе предполагается обязательный выбор одного из шести модулей, что по сути есть принуждение к открытию своей личной веры. Слова о том, что не обязательно выбирать по вере – отговорка, т.к. по факту именно это и происходит.

(без темы)

30.03.2012 17:21 (UTC)

maximalik

3) Нарушаются педагогико-психологические законы формирования мировоззрения человека. Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека. Конституция гарантирует человеку свободный выбор убеждений. К такому выбору человек должен прийти сам на основе опыта, знаний, имея выбор (не во младенческом возрасте и не в 4 классе). Сейчас происходит насилие над детьми, нарушаются права ребёнка. Четвероклассника заставляют выбрать религию или безрелигиозность, НЕ ДАВ ЕМУ этот выбор. Он ещё не имеет знаний о разных религиях, не знает что такое светская этика и что такое религиоведение, он не имеет жизненного опыта, принимает догматы взрослых некритически. За него этот выбор сделают взрослые, превратив в мировоззренческого калеку. Это преступление! Мировоззрение и религию не выбирают как на рынке! В школе нужно давать базу – научную, культурную, а мировоззрение формируется само.
4) По вышесказанному понятно, что курс не носит культурологический характер. Его цель (если отбросить обоснованные обвинения в миссионерстве, религиозной пропаганде) нравоучительная, что не скрывается (так называемое «духовно-нравственное» воспитание). И тут приходим к вопросу: Почему для нравственного воспитания призвали на помощь религию? По какому праву? Школа же светская! Нравственность, как основа взаимоотношений ВСЕХ людей в едином обществе, не имеет ни религиозной, ни национальной, ни культурной окраски, потому что нравтсвенность – это для ЛЮБЫХ двух взаимодействующих человек, она одна на всех. Нравственные ценности, если разобраться, одни во всех религиях (отличия относятся не к нравственности, а к привычкам, традициям, которые включаются к этические нормы того или иного закрытого до поры до времени общества).Совсем не обязательно обращаться к ветхим религиозным догмам (если обязательно – докажите), тем более что государство у нас светское. Тем более, что нравственным должен быть любой человек – и верующий, и атеист, и агностик. Нравственность по своему смыслу (вспомните золотое правило нравственности) предполагает равенство всех людей, т.е. ПРОТИВОРЕЧИТ разделению людей по религиозному признаку, акцентированию внимания на разнице – так можно только воспитывать нетерпимость, вражду, что мы и видим: где разные религии, там обязательно конфликты. Где меньше обращают внимания на религию (оставляя это личным делом человека), там больше терпимости и уважения друг к другу. Это исторический факт!
Курс ОРКСЭ не только не выполняет функции воспитания толерантности, взаимного уважения, а наоборот! Он акцентирует внимание детей на том, что все люди разные, имеют свои ценности, педалируют и педалируют тему разницы, различий, особенностей, отличий…. Так можно воспитать только нетерпимость. Современный мир совсем другой, чем был когда-то раньше – с открытыми границами, свободным перемещением и перемешиванием людей и культур, необходимостью выработки основных – одинаковых для всех – правил общежития. Моцарт, Чайковский, сказки Тысячи и одной ночи… принадлежат всему миру, стали общими культурными ценностями. Все люди разные – очевидно, и акцентировать внимание на этом нельзя. Нужно говорить о том, что все мы одинаковые по своей человеческой сути, т.е. РАВНЫЕ друг другу. Другой человек (несмотря на всю разницу) – такой же как ты. Вот что надо! А нам что предлагают? Разделяют детей на 6 модулей. Нужен один модуль – основы всех религий, тогда только будет выполняться культурологическая задача сообщения знаний о религиях, их роли в становлении культуры человечества, обогащая тем самым человека (чем больше знаешь, тем больше любишь). Но этот модуль, конечно же, не для четвероклассников. Основы религий должны изучаться уже в существующих курсах обществоведческих и культурологических школьных предметов.
Нужно бить в набат и останавливать преподавание в школах обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»! Понимаю, что это может показаться невозможной для решения задачей, т.к. слишком большая машина уже раскручена: написаны программы и учебники, проведён эксперимент, во всеуслышание объявленный »успешным», изданы указы, приказы, распоряжения, проведены заседания коллегий ведомств, пресс-конференции, тысячи учителей прошли и проходят обучение, всё вертится и крутится, никто не хочет признаваться в своей неправоте…

(без темы)

08.06.2012 03:07 (UTC)

yulduzka

Честно говоря – этот предмет полный бред! И это прямое навязывание православной религии!!!!
Ничему хорошему он сам по себе научить не может, так как подходить к решению данного вопроса надо по другому, имхо….

Вот смотрите, в первом классе у моей дочери была учительница, которая рассказывала детям о там как она гуляла по кладбищу и нашла кость человеческую с трупными червями и что когда она умрет, то хочет что б ее кремировали, рассказывала о том как отец Некрасова за любовь к детям. Свою жену привязал к столбу и ее мухи заживо съели, о том что рожать нельзя и почти все девочки умирают…. У меня дочь ночами порой вскрикивала.... Таких историй могу с сотни привести… ни письма директору, ни в министерства ничего не дали…. Как работает так и работает……… мы год выдержали и ушли……….
Еще одна учительница на детей орет, причем в очень грубой форме и постоянно провоцирует конфликты в классе и социальную неравность…….. а теперь они будут о этике говорить?????????7 Упаси бог………..


В моей школе, не было такого предмета, но……… Учительница внимательно следила за тем, что когда она приходит к классу и открывает дверь, то первыми входят девочки, после того как класс поздоровается с учителем, первыми садятся девочки. На уроках и в течении всего времени, пока ребенок в школе следила за том, что б дети как можно доброжелательней относились к друг другу, мальчики подавали куртки девочкам, при походе на прогулку и т.д. Устраивала чаепитие, учила как накрывать на стол, этим занимались девчонки. А мальчишки двигали столы и таскали воду. Учила ввести разговор за столом и как красиво держаться. Учила танцевать, на классном часе, и как мальчике приглашают девочек. И все это на практике. И поверьте, в нашем классе и нашей школы были самые лучшие мальчишки и вообще все и это признавали…..

А сейчас что??? Сухо учитель даст теорию о том. Что такое добро, зло и стыд… а на перемени "Саша" даст книжкой по голове "Маши". А она его пошлет куда подальше при этом…. О как…. Зато для галочки.. мы этику поучили……….

Танцы надо вводить в школы, чаепития организовывать, общий подход менять и т.п….. вот тогда да… результат будет………


Основы религии в школе - нужны ли они? очень нужны ваши

17.06.2012 20:12 (UTC)

livejournal

Пользователь nnatalia257 сослался на вашу запись в «Основы религии в школе - нужны ли они? очень нужны ваши коментарии» в контексте: [...] аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль "основы светской этики [...]

Основы религии в школе: кому они нужны

30.07.2012 10:30 (UTC)

livejournal

Пользователь grass_leaves сослался на вашу запись в «Основы религии в школе: кому они нужны» в контексте: [...] ет выбирать модуль «основы светской этики» http://mon-ru.livejournal.com/22658.html [...]

Комментировать