Минобрнауки России (mon_ru) wrote,
Минобрнауки России
mon_ru

Categories:

Электронные учебники: всё в одном

С 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации использования в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводится в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения.

От печатных страниц — к электронным файлам

Букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс.

Еще одно устройство, проходящее апробацию, — нетбук-трансформер, который может использоваться и как планшетный компьютер. С его помощью учитель будет иметь возможность давать своим ученикам дополнительную информацию по теме урока, проводить опросы и тесты, задавать домашние задания, контролировать их выполнение, оценивать результаты и т. д.

Электронные учебники очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объемом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимуществом электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактные размеры. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжелые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебников.

Первые ласточки

В эксперименте по внедрению электронных учебников принимают участие 25 школ из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Калининграда, Самары и Кемерова. В этих учебных заведениях разрабатываются методики и социально-педагогические модели использования электронных учебников, проводятся курсы подготовки для учителей, участвующих в проекте. Параллельно осуществляется закупка необходимых нетбуков и ридеров. На сегодняшний день к участию в эксперименте допущены несколько электронных устройств: Ридер PL 100 – Plastic Logic, Ридер PRO 903 – PocketBook, Ридер JetBook – «Эктако», Нетбук ICL – «Интел».

Приобретение электронных учебников для проведения эксперимента производится за счет средств региональных органов Управления образования в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ, регламентирующим госзаказы и госзакупки. Это предполагает, что на приобретение нетбуков и букридеров для школ, участвующих в проекте, уходит много времени. Длительность данного процесса вполне оправдана, так как по результатам проведения апробации будет разработан общий порядок закупки электронных учебников и предложен оптимальный механизм обеспечения ими общеобразовательных учреждений. Главное, что родители не будут платить за покупку и использование устройств. Даже если ребенок повредит устройство, оно будет восстановлено за счет средств бюджета.

Что касается образовательного контента, необходимого для успешного проведения эксперимента, то уже сейчас его разработкой занимается сразу несколько издательств — ООО «Образовательно-издательский центр "Академия"», ООО «Дрофа», ОАО «Издательство "Просвещение"».

Перед Министерством образования и науки стоит важная задача — создать совместно с ведущими издательствами и другими разработчиками такой электронный учебный материал, который будет учитывать интересы и учителей, и учащихся, и их родителей. С одной стороны, этот контент должен быть достаточно гибким и мобильным, чтобы отвечать условиям сегодняшней жизни, а с другой — быть легким для восприятия школьников.

Кроме этого, для использования в современных электронных учебниках были разработаны специальные требования к электронным образовательным ресурсам. В результате тщательного отбора были выделены около 400 ресурсов из национальных хранилищ электронных образовательных ресурсов (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). Более 100 из них адаптированы и конвертированы для использования в эксперименте уже в первом полугодии 2011–2012 учебного года.

Эксперимент по апробации электронных учебников в образовательном процессе продлится до 31 мая 2012 года. На основе его результатов будут разработаны требования не только к текстовому и мультимедийному контенту, используемому в букридерах и учебных приложениях к ним, но и к самим ридерам. Также будут разработаны рекомендации по дальнейшему развитию и внедрению электронных учебников в общеобразовательные учреждения Российской Федерации.
Tags: Школьникам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments