?

Log in

No account? Create an account

О дошкольном образовании

Завтра, 27 сентября, вся страна будет праздновать День воспитателя и работника дошкольного образования. Мы поздравляем всех, кто посвятил свою жизнь воспитанию малышей, и предлагаем вниманию читателей нашего блога пост о дошкольном образовании.



Одна из основных задач Министерства образования и науки Российской Федерации — обеспечить всем маленьким гражданам России возможность получить качественное дошкольное образование. К сожалению, основным препятствием в выполнении этой задачи является недостаточное количество мест в детских садах: на сегодняшний день своей очереди ожидают около 1,9 млн малышей.




Связано это в первую очередь с тем, что из-за снижения рождаемости в 1991–2001 годах резко сократилась численность дошкольников (с 12 593 тыс. детей в 1991 году до 7975 тыс. детей в 2001 году). Если в 1991 году в детских садах насчитывалось около 8433 тыс. воспитанников, то к 2001 году их число сократилось до 4246 тыс. В результате от 87,6 тыс. детских садов в 1991 году спустя десятилетие осталось только 51,3 тыс.



Однако надо понимать, что сегодня структура очереди в детские сады имеет неоднородный характер. Из 1 936 670 очередников только 378 429 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (19,5%) и 114 916 в возрасте от 3 до 7 лет (6%) нуждаются в предоставлении места в детском саду немедленно, т. е. в течение ближайших нескольких месяцев. Еще 790 012 детям в возрасте от 1,5 до 3 лет (40,8%) нужно предоставить места в течение ближайших 1–1,5 лет. Остальным же 653 313 малышам (33,7%), которым еще даже не исполнилось полутора лет, место в детском саду понадобится не раньше чем через два года.

Минобрнауки России совместно с региональными и муниципальными органами власти (именно в их ведении находятся дошкольные учреждения) предлагает несколько вариантов решения.





Способы решения проблемы



Для урегулирования ситуации с дошкольным образованием министерством были разработаны, законодательно закреплены и введены новые формы дошкольного образования: семейные детские сады и группы, группы кратковременного пребывания, детские сады при школах и учреждениях дополнительного образования, консультационные пункты для родителей с детьми дошкольного возраста и др.



Одним из эффективных способов увеличения числа дополнительных мест для дошкольников является возврат в систему дошкольного образования зданий детских садов, переданных другим собственникам и использующихся не по назначению. Этот способ менее затратен, чем строительство новых зданий: если строительство одного места для дошкольника обходится в среднем в 500 тыс. рублей, то на переоборудование одного места (с учетом затрат на капитальный ремонт и оснащение) потребуется в среднем от 60 до 100 тыс. рублей. В настоящее время Минобрнауки России работает над изучением успешного опыта по возврату детских садов в регионах и формированием методических рекомендаций.



Кроме того, в качестве одного из путей расширения сети дошкольных учреждений Минобрнауки России разрабатывает механизмы частно-государственного партнерства. Речь идет не только о возможности привлечения частного капитала для строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений, но и о создании корпоративных детских садов, объединении бюджета нескольких автономных детских садов с целью более рационального расходования средств, а также возможности использования аутсорсинга в некоторых видах хозяйственной деятельности (уборка, охрана зданий и др.).


Еще один способ решения проблемы с дополнительными местами для дошкольников, который предлагается министерством, — рационализация и эффективное использование существующих зданий детских садов. Это возможно за счет переоборудования под групповые комнаты некоторых малоиспользуемых помещений (зимние сады, экологические комнаты, изостудии и др.). Такая рационализация поможет создать около 2000 дополнительных мест для малышей.


Кроме того, были проанализированы и доработаны санитарные правила и нормы детских дошкольных учреждений. Согласно новым санитарным нормам детские сады получили возможность использовать и достраивать третьи этажи зданий, стала более гибкой норма количества детей в группах, упрощены нормы для работы семейных групп.


Чтобы помочь регионам и муниципалитетам в реализации программ по развитию сети дошкольного образования (такие программы уже есть во всех субъектах Российской Федерации), в 2011 году из федерального бюджета были выделены целевые средства в размере около 1 млрд рублей. За счет федеральных субсидий регионы и муниципалитеты смогут оборудовать дополнительные места для дошколят, купить мебель и оборудование, приобрести спортинвентарь, игрушки, технику и дидактические материалы, обустроить медпункты и спецкабинеты для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Чем больше субъекты и муниципалитеты создадут дополнительных мест, тем больше размер субсидии, которую они получат из федерального бюджета.


Более того, впервые развитие сети дошкольных учреждений стало одним из основных направлением ФЦПРО 2011–2015 гг. Программа предполагает выявление наиболее успешных региональных практик модернизации дошкольного образования с целью тиражирования позитивного опыта на территории всей страны. В связи с этим Минобрнауки России провело конкурсный отбор региональных программ развития дошкольного образования и из 46 заявок субъектов РФ выбрало 16 регионов, которые станут стажировочными площадками. До конца текущего года все стажировочные площадки должны быть полностью оборудованы и укомплектованы специалистами, которые научат муниципальные команды из других регионов различным формам эффективного решения проблем дошкольного образования. За три года планируется обучение более 10 тыс. специалистов, занимающих руководящие посты в муниципальном образовании.



Вести из регионов



На сегодняшний момент региональные и муниципальные программы по развитию дошкольного образования действуют практически во всех российских регионах. Эти программы предусматривают создание дополнительных мест для дошколят за счет строительства новых детских садов и рационального использования старых зданий, а также за счет введения новых вариативных форм дошкольного образования.



В Тамбовской области, к примеру, действует подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования» (часть целевой программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009–2012 годы»), которая предполагает только в 2011 году создать 5236 дополнительных мест для дошколят. А в Санкт-Петербурге в рамках реализации программы уже построено около 18 зданий для дошкольных учреждений и до конца года планируется открытие более двадцати новых детских садов.


Программа развития дошкольного образования «Бәләкәч» («Малыш»), которая действует в Республике Татарстан, предполагает в 2011 году создание 11 885 мест для малышей, в том числе за счет открытия 125 дополнительных групп в действующих детских садах, возврата и реконструкции 18 перепрофилированных ранее детских садов, завершения ранее начатого строительства семи детских садов и нового строительства 22 детских садов.


Программа Белгородской области предусматривает создание дополнительных 6704 мест для дошкольников за счет открытия 15 частных детских садов, 38 семейных групп и 26 групп на сельском подворье. А в Красноярском крае долгосрочная целевая программа «Дети», помимо создания дополнительных мест в детских садах, предусматривает грантовую поддержку лучших дошкольных учреждений и лучших воспитателей, а также компенсации родителям малышей (от 1,5 до 3 лет), которые хотят, но не могут устроить ребенка в детский сад.


В Челябинской области также всегда уделялось большое внимание проблемам дошкольного образования. За время действия программы (с 2003 по 2011 год) силами области были построены 14 новых детских садов, открыто более 90 дошкольных групп и отделений при средних школах, возвращено и реконструировано 103 здания детских садов, использовавшихся не по назначению. Благодаря этому число воспитанников дошкольных учреждений в Челябинской области за время действия программы увеличилось на 53,4 тыс. человек.


Всего в России за время действия комплексной программы по развитию дошкольного образования число детских садов увеличилось с 54 971 на начало 2007 года до 56 339 на начало 2011 года. За пять лет действия программы существенно возросло количество дошкольных групп при общеобразовательных школах — с 4874 в 2007-м до 8961 в 2011 году.




0
Комментировать