?

Log in

No account? Create an account

Совещание с ректорами подведомственных вузов


10 июня Дмитрий Ливанов провел совещание с ректорами подведомственных вузов.
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

  • повышение заработной платы преподавателям и научным работникам вузов;

  • мониторинг эффективности деятельности вузов в 2013 году;

  • формирование контрольных цифр приема в вузы в 2013-2015 гг.




«По данным Росстата в I квартале 2013 года среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов достигла значения 30,7 тыс. рублей, что составляет 112% среднемесячной заработной платы по стране», – сказал Дмитрий Ливанов.


Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов

В первом квартале вузы в большинстве регионов выполнили обязательства по достижению средних зарплат профессорско-преподавательского состава на уровне 110% от средней по субъекту РФ. Но есть регионы, в которых эта задача не решена. Среди них Москва (80,1%), Астраханская область (90,7%), Магаданская область (92,8%).

«Мы тщательно отслеживаем динамику средних заработных плат в наших вузах. В московских вузах ситуация наиболее серьезная – именно в них наблюдается недостижение показателей на 35-40 процентных пунктов. Так, по итогам I квартала 2013 среди вузов с недопустимо низкой заработной платой могу выделить Московский государственный университет геодезии и картографии (54,7% от средней заработной платы в Москве), Московский государственный университет дизайна и технологии (55,9%), Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (60,4%), МАИ (62,9%), МИЭТ (64,2%), ГУУ (74,9%) и другие» – сообщил Министр.
При этом Дмитрий Ливанов отметил, что недостижение целевого значения по повышению заработной платы ППС в первом квартале возможно, т.к. выполнение Указа Президента будет оцениваться в целом по году. «Но следует отметить, что такой разрыв между фактом и целью, как демонстрируют упомянутые вузы, реально ставит под угрозу выполнение Указа. Прошу обратить особое внимание на это и принять соответствующие меры» – сказал Дмитрий Ливанов.
«Первоочередная задача ректоров вузов – обеспечить достойный уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава. Ректоры, которые не справляются с этой задачей, должны покинуть свои посты», – подчеркнул Министр.


«До конца июня мы перечислим вузам 65% от годового объема субсидии на повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава», - сказал Дмитрий Ливанов.


Президиум совещания с ректорами подведомственных учреждений высшего профессионального образования

При распределении субсидий будет учитываться качество работы вуза. В случае сохранения у вуза признаков неэффективности или отсутствия положительной динамики по росту зарплаты преподавателей, объем дополнительной субсидии будет сокращаться. «Высвобождающиеся средства будут использоваться для стимулирования вузов, которые успешно решают задачи повышения оплаты труда и демонстрируют положительную динамику показателей мониторинга. В настоящий момент мы готовим соответствующие документы», – сообщил Министр.


Министерство рекомендует при повышении оплаты труда увеличивать должностные оклады профессорского-преподавательского состава. «Речь идет о должностях, для которых предусмотрены требования к наличию ученой степени. Оклады таких категорий ППС считаем правильным устанавливать в среднем по вузу на уровне не менее 80% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. Напомню, что на этот счет в новом законе «Об образовании» есть специальная норма: начиная с 1 сентября 2013 г., в оклады таких работников включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, а также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями», – сказал Министр.


Руководители департаментов Минобрнауки России Александ Страдзе, Александр Соболев, Григорий Андрущак

Дмитрий Ливанов обратил внимание ректоров, что недопустимо искусственно снижать показатель численности педагогических работников путем переоформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки (0,25 – 0,95 ставки). «Более того, считаю целесообразным ограничить количество педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность по основному месту работы на долю ставки уровнем до 15% от общего числа ставок таких работников в штатном расписании учреждения. Исключением из этого правила в силу их специфики будут Федеральные и Национальные исследовательские университеты», – подчеркнул Министр.


В последнее время в СМИ появилась информация, что Минобрнауки России собирается в сентябре сокращать численность ППС на 30%. «Эти тезисы не имеют никакого основания, – заявил Дмитрий Ливанов. – Во-первых, штатное расписание вуза – это исключительно решение вуза. Никакого вмешательства в эти вопросы Министерство осуществлять не планирует. Во-вторых, в подписанном неделю назад Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 467 о нормативно-подушевом финансировании говорится о предложениях по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов к соотношениям, определенным по специальностям и направлениям подготовки. Мы будем анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения на основании тех материалов, которые получим в декабре, т.е. уже после начала очередного учебного года».


О порядке проведения мониторинга эффективности вузов в 2013 году рассказал заместитель Министра Александр Климов.
После обсуждения подходов к проведению мониторинга в 2012 году на площадке РСПП, на заседании РСР, совещаниях с представителями ведущих вузов, 29 апреля 2013 г. Межведомственная комиссия утвердила концепцию мониторинга на 2013 год.
В ней зафиксированы изменения в проведении мониторинга эффективности вузов в 2013 г.:

  • в мониторинг включены негосударственные вузы и их филиалы;

  • выделены группы вузов со спецификой деятельности;

  • введен показатель, характеризующий трудоустройство выпускников;

  • изменен показатель по международной деятельности.


Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов

Александр Климов, в частности, отметил, что «критерием отнесения вузов к группе со спецификой деятельности является доля студентов, зачисленных на первый курс в отчетном году по выделенной группе специальностей и направлений подготовки, которая должна составлять не менее 60% от всех студентов-первокурсников».
Мониторинг-2013 стартует 15 августа. Вуз или филиал будут считаться эффективными при достижении пороговых значений трех и более показателей.


О формировании и распределении контрольных цифр приема граждан в вузы в 2013-2015 гг. рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев.


Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев

Решением коллегии Минобрнауки России сохранен объем контрольных цифр приема на уровне 2012 года – 491 тысяча бюджетных мест, несмотря на то, что количество выпускников школ в 2013 году сократилось на 1,3% от уровня 2012 года.
«Распределение КЦП в этом году впервые проходило на конкурсной основе, – отметил Александр Соболев. – Объем и структура КЦП сформированы на основе предложений субъектов РФ, крупнейших работодателей и согласованы с федеральными министерствами. В среднем конкурс составил 1,3 заявки на одно бюджетное место».
В 2013 – 2015 гг. система формирования и распределения КЦП претерпит некоторые изменения. Так, распределение КЦП по вузам на 2014 год произойдет до 31 декабря 2013 года, а о КЦП на 2015 год в вузах узнают не позднее 31 мая 2014 года.
Нововведения затронут не только сроки, но и принципы распределения КПЦ. В частности определены факторы, влияющие на установление КЦП:
• КЦП только по аккредитованным направлениям подготовки (специальностям);
• потенциал вуза, рассчитанный на основе утвержденных показателей оценки эффективности деятельности;
• трудоустройство выпускников вуза на базе официальных данных Минтруда России;
• баллы ЕГЭ 2013 года – для бакалавриата и специалитета;
• научная деятельность (объемы финансирования научной работы и цитируемость работ) – для магистратуры.

«В 2014 и 2015 годах будет сокращаться количество бюджетных мест по экономике, управлению, PR и увеличиваться на те профессии, которые сейчас востребованы экономикой страны», – уточнил Александр Соболев.


Участники совещания с ректорами подведомственных учреждений высшего профессионального образования

13
Комментировать

Ну! За инновации!

11.06.2013 11:03 (UTC)

razorvashka

Инновационные реформы нужны. С глубоким внедрением высоких технологий в учебный процесс. Не развалите только всё в итоге.

(без темы)

11.06.2013 13:28 (UTC)

homo_ineruditus

Когда наконец Минобрнауки перестанет ориентироваться на показатели средних зарплат? Есть такая железная закономерность: ту сумму, на которую вуз ссылается в своих отчетах как на среднюю зарплату, в реальности не получает даже доктор наук и профессор этого вуза. Для доцента же эта сумма и вовсе недостижима.

Пора уже учитывать медианную зарплату. Разговоры об этом ведутся много лет, а шагов никаких не предпринимается. Создается впечатление, что ректорам это не нужно. Вот например Кузьминов, который сам получает огромную зарплату, приводил против расчета медианной зарплаты какие-то очень уж странные и неубедительные аргументы.

средняя зарплата

21.06.2013 05:59 (UTC)

Larisa Tselyh

Конечно, необходимо считать зарплату без ректората и с ректоратом. Тогда будет более-менее ясная картина. У нас в вузе зарплата доцента не превышает 12 тыс. руб. вместе с надбавками за должность, звание и степень.
При этом ректор все время говорит, то у нас средняя зарплата 23 тыс.руб. как такое может быть? Все преподаватели удивляются и пожимают плечаит. Вот такие чудеса!!!
Я думаю среднюю считают вместе с грантами, в том числе внутренними, вузовскими, а вот отчитались ректоры в декларации только по чистой зарплате.
Кого хочет обмануть министерство образования? Нас? Или себя?

Средняя зарплата преподавателя

11.06.2013 18:10 (UTC)

peter_julikov

К разговору о зарплате преподавателей.
Красиво говорит министр Дмитрий Ливанов: « По данным Росстата в I квартале 2013 года среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов достигла значения 30,7 тыс. рублей, что составляет 112% среднемесячной заработной платы по стране».
А вот по Яндексу средняя зарплата преподавателя ВУЗа до 26 тыс. рублей, а на практике ещё меньше, и это в московских ВУЗах.
Но когда я зашел на сайт Минобрнауки (http://минобрнауки.рф/новости/3432)
и посмотрел какие доходы - зарплаты у ректоров ВУЗов, то понял, как надо считать среднюю зарплату преподавателей.
Правда стало, как-то грустно.
Нет конечно, не от зависти, а от ... даже и не знаю как сказать от чего.
С одной стороны, можно порадоваться, что у некоторых (не у всех) товарищей ректоров такая симпатичная зарплата, и такая интересная собственность.
Но с другой стороны, вылезает вопрос, а почему у преподавателей такие смешные зарплаты: в 20 (двадцать), 50 (пятьдесят) и 100 (сто) раз меньше?!!!
И, простите за моветон, жрать не на что.
Или сегодня прав Глумов, что зарплату надо повышать генералам, чтобы блистали?
А средняя сама получится.
А может быть, и неправильно это, и не должна быть такая разница в зарплате?
А может быть, и не прав я вовсе, и это всё демагогия, оппортунизм, клевета на хороший порядок.
Помогите, люди добрые, разобраться, какой должна быть зарплата ректора ВУЗа в сравнении с зарплатой преподавателя?
В 5, 10, 100 раз больше ???!!!
С почтением

Уровень оплаты труда преподавателей

11.06.2013 21:50 (UTC)

physics_forum

МФТИ. Только что подняли зарплату с 6 до 9 тыс. Это 0,5 ст. штатного преподавателя физики, к.ф.м.н, стаж 20 лет. Д.Ливанов говорил, что средняя зарплата преподавателя должна отличаться от зарплаты ректора не более, чем в 8 раз. Тогда получается что-то около 120 тыс. руб/мес. Это нереально. У бюджета нет столько денег на всех. Дайте наконец возможность преподавателям зарабатывать самостоятельно, в том числе и по научным грантам. Для этого каждый штатный преподаватель должен при желании иметь рабочее место в ВУЗе. У руководства много разных проектов, кластеров и т.п. К сожалению сотрудники не имеют возможности реализовывать свои проекты в стенах ВУЗа. Все подсели на бюджетное финансирование, которое распределяется крайне неравномерно и несправедливо.

полностью поддерживаю homo ineruditus

12.06.2013 07:09 (UTC)

vasilisa44

Средняя зарплата? А средняя учебная нагрузка ППС? В часах!

Сколько ухищрений руководители вузов придумали сами, а сколько слямзили у директоров школ, которые чудят в процессе повышения зарплат педагогов на бумаге уже два года? Неужели министерству и Правительству не понятно, что ваши методы повышения зарплаты НЕ РАБОТАЮТ. За два года усиленной работы губернаторов по повышению зарплат учителей, зарплата учителя РФ на ставку составляет 67% от ТЕКУЩЕЙ средней зарплаты по экономике, и нагрузка учителей ежегодно растет в среднем по стране. Все это прекрасно видно на сайте kpmo.

Теперь те же методы применять в ВУЗах? Для учителей есть хотя бы информирование на сайте kpmo, где каждому учителю видна зарплата в его школе для учителей разной квалификации и средняя нагрузка. Для ППС такую прозрачность ожидать не приходится...

(без темы)

13.06.2013 14:44 (UTC)

Валентина Игнатьева

Заработная плата старшего преподавателя не превышает 7-8 тысяч рублей на ставку. Если считать квартальные премии, то получится максимум 11-12 тысяч рублей. Я отработав 12 лет в университете знаю о чем говорю.

(без темы)

16.06.2013 07:07 (UTC)

vasilisa44

На сайте министерства размещено по этому совещанию три презентации, только одна из них - ректора. Ректора Рудского А.И. "Организация работыпо стимулированию трудав Санкт-Петербургском государственном политехническом университете". Видимо, как образцово-показательная?!
Читаем:
"Достигнутые показатели:
сокращение основных структур–в два раза;
сокращение кафедр–на треть;
сокращение численности преподавателей–на 20%(задача-еще 20% ввближайшийгод);
в 2013 году мы планируем достигнуть соотношения преподавателей и студентов 1 : 6, в 2015 году –1 : 10."

Вот к чему все должны стремиться!!!

далее:
"Задачи ближайшего года:
перейти в статус автономного вуза, повышая уровень дохода от внебюджетной деятельности и мотивируя активность персонала;
сократить число кафедр еще на 10 %;
сократить численность преподавателей ещена 20 %;
внедрить систему показателей результативности для обслуживающего и управленческого персонала;
уменьшить численность обслуживающегои управленческого персонала на 20 %."

С сайта СпБГПУ

"Всего в Политехническом
Студентов 30197 чел.
Преподавателей 3291 чел.
Других сотрудников 5274 чел."

Получается, что преподавателей только 38% от всех сотрудников.
но сокращать ППС нужно с азартом! Ведь в "дорожной карте" прописано сократить 44% - значит сокращать! В Кэмбридже и Оксфорде 1 к 10 (преподавателей к студентам), и у нас в России должно быть так! А то, что в Кембридже и Оксфорде в этом соотношении не учитываются аспиранты и научные работники, ведущие занятия со студентами (причем существенную часть индивидуальных занятий и контроля самостоятельной работы студентов) - нам это не интересно. Главное - экономить деньги на высшем образовании!

Ведь в "достижениях" ни слова про качество образования и научные успехи. Это - не важно.

Цитаты, цитаты...

22.06.2013 08:47 (UTC)

vasilisa44

Цитата от 10 июня 2013: "В последнее время в СМИ появилась информация, что Минобрнауки России собирается в сентябре сокращать численность ППС на 30%. «Эти тезисы не имеют никакого основания, – заявил Дмитрий Ливанов."

Цитата от 7 мая 2013 года, 16:30 Москва, Кремль с сайта Президента РФ - Стенограмма "Совещание о ходе исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года" : Ливанов "У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30 процентов превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение 40 и 50 процентов. Понятно, что, повышая всем заработную плату, в этой ситуации мы будем просто стимулировать раздувать штаты, следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьёзные изменения в кадровой системе в высших учебных заведениях."

Если Дмитрий Ливанов имел ввиду не сокращение 30% преподавателей к 1 сентября, а что-то другое, то это надо разъяснять после ТАКИХ заявлений на ТАКОМ уровне. Зачем?

А у нас по университету месяц бегал проректор по учебной работе, как курица с отрубленной головой, с цитатами из Ливанова (от 7 мая, конечно) и с планами о сокращении ППС. Хотя у нас на одного штатного преподавателя 15 приведеных студентов, соотношение 1:10 - перевыполнено! Но ограничились "только" повышением нагрузки.

Хотелось бы получить разъяснения по учебной нагрузке преподавателей. У нас всем налили до края - 900 часов. Хотя в нормативных актах и написано - в зависимости от квалификации...Кто-нибудь где-нибудь интересуется средней учебной нагрузкой преподавателя в часах?
1,5 ставки плюс 300 почасовки=почти две ставки=не такая редкая ситуация, что видно в отчетах о самообследовании вузов перед акредитацией. Или для того, чтобы этого не видеть и меняют показатели для самообследования? Какое качество образования, если преподаватель имеет учебную нагрузку 1500 часов?

И не вздумайте рекомендовать увеличение доли самостоятельной работы! (для снижения учебной нагрузки ППС). То, что происходит - и так близко к катастрофе: снижать в два-три раза по сравнению с ГОС2 аудиторные часы на первых курсах по базовым дисциплинам - это преступление! Не могут вчерашние школьники работать самостоятельно, их этому надо учить!

Edited at 2013-06-22 08:51 am (UTC)

Зарплата ППС

27.06.2013 11:10 (UTC)

Алексей Лежнев

Честно говоря, мне удивительно читать г-на Ливанова и других чиновников, с одной стороны, и наблюдать зарплаты ректоров вузов, с другой стороны. Я доктор экономических наук, наверное, один из самых молодых в России (мне 31 год). Моя ставка в ВУЗе (работаю на 0,5 в государственном экономическом ВУЗе) составляет чуть более 6000 рублей в Москве. Зарплата ректора - около 7 млн.руб. О чем Вы вообще говорите, господа? Вам нужна наука, хорошие показатели, Вы говорите об утечке мозгов?! Конечно, если за рубежом мы, молодые ученые, более интересны и востребованы. А зарплату такую – возьмите себе, если Вам так все не хватает. Государство в лице таких министров, ректоров не уважает своих граждан и, как мне кажется, просто испытывает их терпение.

onti@list

29.06.2013 19:23 (UTC)

vova bologov

Рудской метит на место Ливанова, плевать ему на качество образования. Сосать деньги бюджетные через закупки и внебюджетные через ремонты, строительство и общепит, чтоб купить жене ещё немножко землицы, а деткам по машинке: это даже не цель, а само собой разумеющееся. Если не уйдёт на повышение, придётся пожинать плоды откровенно бестолкового руководства, со слабой, малообразованной командой лизунов, с разуверившимся в нём коллективом. Яркий пример неэффективного ректора. Зато отчёты в министерство шлёт красивые. А там читать и считать по видимому не умеют, или не желают, или покрывают. А как пиариться научился! Его бы энергию да на благо Политеха...

Re: onti@list

07.07.2013 16:44 (UTC)

vasilisa44

А у Вас в университете директоров учебных институтов назначают или выбирают?
Раз такая тенденция - факультаты превращать в институты - как с одной из академичеких свобод = выбирать декана факультета? Ваш вуз - образец в области свободы (академической)

Мякин Тимофей Геннадьевич

28.10.2013 06:28 (UTC)

Timofey Myakin

Ясно, что г-ну Ливанову (и, соответственно, г-ну Путину) очень хочется представить себя заботящимися о ВУЗах. На деле же, вы, г-н Ливанов (вслед за г-ном Путиным) просто вешаете нам лапшу на уши. Что это за "средняя зарплата" такая??? Кто ее получает? Как рост "средней зарплаты" может о чем-то свидетельствовать, если ректоры ВУЗов могут назначать себе неограниченную зарплату?? Неужели Вы думаете, что мы, преподаватели ВУЗов не понимаем, что если бы Вы вообще думали об уровне жизни профессоров и доцентов (а они в РФ - просто нищие), Вы бы не отменяли ЕТС, а просто подняли бы оклады доцентов и профессоров (например, в ВУЗах, подведомственных Минобрнауки) вдвое или втрое, что привлекло например в провинц. ВУЗы талантливых людей. Но зачем это г-дам Путину и Ливанову. Им ведь надо сэкономить на образовании! Для г-на Путина полицейский дороже доцента, полицейский - он народ дубинкой лупцует, Путина защищает, полезный член общества. А кто такие мы, доценты??

Комментировать