?

Log in

No account? Create an account

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов России

18 марта 2013 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, который был сформирован для реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599.

Состав совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров

«Наш Совет создан по решению Правительства Российской Федерации как важная часть решения одной из главных задач развития России – модернизации системы высшего образования и научных исследований и разработок. Такая система должна быть основана на самых современных глобальных концепциях науки и образования, опыте ведущих стран и лучших университетов. Поэтому я рад приветствовать международную команду нашего Совета, хочу поблагодарить их за согласие работать с нами, и выразить надежду, что их знания и достижения будут эффективно использованы на благо ведущих российских университетов», – сказал Д.В. Ливанов.

Целью работы Совета является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных и исследовательских программ и вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню согласно мировому рейтингу университетов.
«Международные рейтинги не могут быть самоцелью нашей программы. Мы понимаем, что это приблизительная оценка деятельности университетов», – отметил Д.В. Ливанов.
Первое заседание Совета, на котором обсуждались критерии отбора российских университетов на участие в конкурсе для получения господдержки, проходило в режиме видеоконференции: на связи с Москвой были Аризона, Гонконг, Лондон и Дания.
«Наша работа направлена на создание элитной части российского высшего образования. Ведущие университеты России должны не только соответствовать международным стандартам, но и формировать их. Совету придётся принимать непростые решения. Их результаты появятся не сразу», – подчеркнул Министр.

Основные направления проекта:

  • интернационализация всех областей деятельности, развитие инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, менеджеров и студентов;

  • активное продвижение российской системы высшего образования на ключевых рынках, наращивание позиций и авторитета в мировых сообществах, в том числе рейтингах;

  • формирование выдающейся академической репутации ведущих университетов за счет ведения прорывных исследований и привлечения мировых ведущих ученых.

Ключевые события проекта

По предварительным оценкам, в конкурсе примут участие от 35 до 50 университетов, которые должны будут представить свои программы развития. Независимые эксперты проведут оценку потенциала вузов-претендентов и весь пакет документов передадут на рассмотрение членам Совета. В начале июля пройдет очный этап защиты программ, и Совет определит победителей. Ими могут стать 15-18 вузов. Общий бюджет программы на поддержку ведущих университетов в 2013 г. составит 9 миллиардов рублей.

Проведение конкурса

Ожидаемые результаты проекта:

  • не менее 5 университетов в ТОП-100 ведущих мировых рейтингов;

  • не менее 150 статей в год на штатных научно-педагогических работников;

  • не менее 15% международных студентов от общего числа учащихся;

  • не менее 10% зарубежных преподавателей и исследователей.

Дмитрий Ливанов

7
Комментировать

(без темы)

23.04.2013 17:44 (UTC)

forlaiten

В 60-х годах прошлого века в США начались когнитивные исследования. Ученые поставили амбициозную цель, проложить мост между мозгом и сознанием. Исследования продолжаются до сих пор, без теории сознания и с предположением, что сознание в исследовании участвует тоже. Видимо, в ходе прокладывания означенного моста, появилась корректировка, что сознание в мозге имеет биологическую основу. Но, может быть, данное опосредование сознания произошло еще в эпоху бихевиористских исследований и произошло возвращение к привычному. О когнитивности можно сказать по аналогии. Без когнитивности, в государстве деятельность подобна проектированию автомобиля без дизайна и его эксплуатация без сервисного обслуживания. Человек без когнитивности, имеет эмоции, чувства и ум, не выходящие за рамки биологии. Такого человека можно именовать Homo Functionis. В 21 веке функциональность повысилась. Еще характерным признаком отсутствия теории сознания является использование функционального понятия - осознание. Функция осуществляется по заданности, и по сему возможна только после того, как... До того, как... - работает ассоциативность. Как результат образования прошедшего 20 века, можно считать подавление ассоциативности буквальностью, означающей существование эмоциональных тормозов. "Разум есть наименование, данное совокупности состояний сознания, сгруппированных под определительными - мысль, воля, чувства." В данном определении говорится о том, что в истории цивилизации термин "разум" возник после того, как стало известно сознание. Вот детям бы писать по данному определению сочинения, в 20, прошедшем, веке нашей эры. Данное сочинение писал БЫ и М. Горбачев. Но будущий Генеральный секретарь запоминал догмат: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи." Ум - это философы. Честь - Политбюро. Совесть - первые секретари. Первые секретари и Политбюро канули, как в воды мифического потопа. Философы плавают по поверхности, они не тонут. По означенному определению сознания писали сочинения до мифического потопа. Русские и данное определение пережили мифический потоп и всю эпоху мифов. Но в 20 веке нашей эры достали мифы русичей. Смысл "Тайной Доктрины" Е.Блаватская обозначила как "синтез науки, религии и философии". О чьей науке идет речь? Означенное определение сознания из сей науки и в Тайной Доктрине оно, для анализирования написанного, не используется. Оно написано в качестве утверждения приоритета на данное определение авторов Тайной Доктрины. Если бы авторы Тайной Доктрины использовали определение сознания в своей работе, наука с религией синтезированы не были бы. Современные образование и наука являются результатом данного синтеза и содержат из него эмоциональные тормоза. Религия - это побочный эффект сего синтеза. Иисус имел когнитивный ум, бывал ироничен и циничен, и его учению придали религиозный стиль. Современная наука возникла в результате значительных ограничений и данные ограничения внесены в образование. Можно создать конкурентноспособные университеты, выполнив в каждом университете исследование по теме, обозначенной в данном комментарии.

Edited at 2013-05-07 06:35 pm (UTC)

Шизоидная когнитивность

05.07.2013 10:25 (UTC)

Dmitry Sukkhobrrusov

"Умище жжот"! Главное - чтобы Время не кончалось! ;)

Re: Шизоидная когнитивность

05.07.2013 14:25 (UTC)

forlaiten

...rrusov

(без темы)

16.05.2013 16:53 (UTC)

maximalik

На прямой линии с Путиным был задан вопрос об отмене оценок по физкультуре в вузах. Это слабый вопрос. Сильный вопрос должен звучать так: Когда отменят обязательную физкультуру в вузах? Этот вопрос я пытался задавать министру образования Ливанову и члену совета при Министерстве образования и науки Алексею Венедиктову. Они его не услышали.

Смысл занятий физкультурой и спортом взрослыми людьми предполагает добровольность (для этого есть спортивные секции, стадионы, бассейны, тренажёрные залы, фиттнес-центры, спортплощадки). Какое отношение физкультура имеет к большинству получаемых специальностей - инженерам, экономистам, физикам, химикам, биологам? Никакого. Человек приходит в вуз, чтобы получить профессиональное образование, и физкультура там - как в огороде бузина. Физическая культура в качестве обязательной учебной дисциплины должна быть исключена из всех непрофильных вузов и учебных планов для всех непрофильных специальностей. Государство тратит огромные бюджетные деньги на содержание кафедр физической культуры во всех вузах, выплату зарплат преподавателям. Куча учебного времени, которое можно использовать на специальные дисциплины, тратится впустую.

Конечно, всегда можно демагогически защитить присутствие физкультуры в вузах:
"Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, и являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза". (Из "Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении".)

Осознание необходимости занятий физкультурой и спортом и привычка вести здоровый образ жизни должны закладываться в течение 11 лет обучения в школе - при получении общего образования. В вузах нужно заниматься своим делом - профессиональным образованием. А после занятий, пожалуйста - бегайте, прыгайте, плавайте, играйте в баскетбол... на здоровье.

Ещё одним общеобязательным поголовным предметом во всех вузах страны является история. Как-то даже смешно это обсуждать, потому что каждому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что история не имеет никакого отношения к бухгалтерам, инженерам, технологам, авиастроителям и т.д. и т.п. История как обязательный предмет должна изучаться в вузах только на соответствующих специальностях гуманитарного направления. Для общего развития она изучалась в средней школе. Опять государство тратит огромные бюджетные деньги впустую.

Преподавание истории и физкультуры - наследие советского времени, когда все в обязательном порядке изучали историю КПСС и другие идеологические "науки", готовились защищать Отечество, сдавая нормы ГТО. Историю КПСС, наконец-то, из вузов выперли. Обязательный партком при каждом учреждении и предприятии тоже ушёл в прошлое, а кафедры общественных дисциплин сохранились. Их существование нельзя оправдать ничем. Нельзя же считать оправданием лишь сохранение рабочих мест преподавателей?!

Кроме истории и физкультуры в вузах есть большое количество других обязательных, но лишних и бестолковых предметов, которые нужно удалить из учебных планов непрофильных для них специальностей. Иностранный язык (если за 11 школьных лет не овладел иностранным языком, то в вузе - пустая трата времени, профанация), экономика, культурология, этика и эстетика, риторика и т.д. - каждый химик, физик, технолог, программист... изучавший всю эту мурню, знает ей настоящую цену. Однако те же предметы, но изучаемые на соответствующих специальностях, будут находиться на своём месте.

Повышение эффективности вузов, о котором сейчас много говорят, невозможно без обязательной инвентаризации учебных планов, иначе слова останутся только словами. Но, к сожалению, у нас работу привыкли оценивать не по результатам, а по умению говорить слова. Проверить искренность намерений министерства можно по реакции на данные предложения (я их уже отправил).

(без темы)

16.05.2013 16:53 (UTC)

maximalik

И если уж обратиться к теме международных рейтингов вузов, то стоило бы нашим повышателям и улучшателям посмотреть: а как в зарубежных университетах обстоит дело с обязательными экзаменами и зачётами по физкультуре, истории, культурологии и т.д.?

Замечание-вставка. Вспомнилось, как давным-давно смотрел передачу "Музыкальный киоск", и там ведущая Элеонора Беляева задала своей гостье (одной зарубежной оперной певице) вопрос: Я, учась в консерватории, сдавала политэкономию, историю КПСС, научный коммунизм, научный атеизм - [в ущерб собственно пению, как тогда я понял её слова], а Вы? И эта зарубежная певица ответила, что они там у себя за рубежом ничего подобного не учили, а только - специальность.

Тема повышения качества высшего образования, конечно, не исчерпывается закрытием кафедр физкультуры и удалением ненужных, балластных предметов. Я не ставил перед собой здесь задачу дать полное освещение этой темы, а указал лишь на один необходимый элемент. Конечно, не обойтись без сокращения количества вузов и ужесточения отбора абитуриентов (или отсева, если хотите). Так как образование - это непрерывный системный процесс, то изменения необходимы системные, начиная с пересмотра программ дошкольного и школьного образования. Например, важное значение имеет математическое образование, изучение логики и научной методологии, чему уделяется сегодня чрезвычайно малое внимание в школе (чтобы не говорили, что я предлагаю только запрещать и удалять). Что касается изучения философии (тоже обязательного предмета в вузах), то, во-первых, для общего (не специального) образования оно происходит абсолютно не правильно - делается акцент на истории философии, что абсолютно не нужно каждому человеку, а во-вторых, философские вопросы нужно включать в школьное образование, а из вузов философия должна быть убрана.

Титул человека с высшим образованием подразумевает не просто владение некой специальностью на высоком уровне, но высокий уровень общей культуры и общенаучных знаний. Фундаментальность университетского образования предполагает умение выявлять глубинные связи процессов, объектов, явлений происходящих в самых разных сферах окружающей жизни. Нужны ли для этого в вузе история, политология, культурология и пр.? Убеждён, что нет (это следует из преимущественно описательно-констатирующего характера этих дисциплин). Единственное что возможно - это некий комплексный предмет, включающий основы логики, философии, методологии научного познания. И то я не уверен, что он необходим, т.к. всё это должно закладываться ещё в школе. Достаточно хороших вступительных испытаний, причём обязательный для сдачи всеми выпускниками ЕГЭ по математике должен войти в более широкий перечень обязательных вступительных испытаний - для тех направлений подготовки , в которых этот экзамен сегодня не учитывается. Странно видеть, что для специальности "экономика" математика не является обязательным вступительным испытанием. Убеждён, что математика должна стать обязательным вступительным экзаменом и для многих гуманитарных специальностей, а может, и обязательной дисциплиной в вузе. По причине засилья гуманитариев в культурной элите математическая безграмотность не стала смотреться сегодня чем-то постыдным (некоторые даже хвалятся своими тройками и двойками по математике!). А ведь именно математика как самая абстрактная и связанная с логикой наука способна проникнуть во все самые потаённые и недоступные уголки реальности, описать процессы от внутриядерных до социальных, она есть мощнейшее универсальное средство решения самых разных прикладных задач - от экономики до экологии. Я бы написал такое равенство: интеллект=математика. Безграмотный математически человек - это инвалид. Если человек не в состоянии понять такие простые вещи как логарифмы, производную и интеграл, то как он может разбираться в гораздо более сложных гуманитарных вещах? Потому пересмотр места математики в высшем образовании (и образовании вообще) необходим, иначе - дальнейшая деградация.

100500

05.07.2013 12:35 (UTC)

vasilisa44

Сейчас на сайте МОН выложен для обсуждения стандарт "мостостроителей". Зачитаешься - базовая часть: Русский язык и культура речи (зачем тогда обязательный ЕГЭ по русскому языку?), История, Философия, Политология, Культурология, Правоведение, Психология и педагогика, Социология. А сколько еще всякой инно-, нано-, эко- добавят вузы в региональный компонент? Если за 11 лет русскому языку не научили, то, конечно, за 36 часов аудиторных занятий вузовские преподаватели ситуацию исправят кардинально! Да, встречаются южные студенты - со 100 баллами по русскому - и с трудом говорящие по-русски, но это - совсем другая история.

На министерском сайте выложены Примерные образовательные программы. Министерство, таким образом, рекомендует на первом курсе для специальности 190600 - 15 (!) дисциплин. Да для технических специальностей на первом курсе НИЧЕГО, кроме математики в квадрате, физики, (где-то химии), инженерной графики (черчения в школах теперь - нет), информатики и введения в специальность БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Базу сначала заложите, а потом вымудряйтесь, сохраняя ставки преподавателей юристов-экономистов-филологов-гмушников.

Тяжело это предлагать, но, видимо, нужен государственный контроль базовых знаний студентов после первого или второго курса. А то этот бардак в учебных планах никогда не кончится!

Edited at 2013-07-05 12:54 pm (UTC)

вузы

21.06.2013 06:17 (UTC)

Larisa Tselyh

Проект конкурентоспособности, конечно, амбициозен. Пожалуй, впервые в требованиях к результатам российских образовательных проектов появились численные показатели. Это радует и заслуга в здесь, я думаю, лично министра.А то все "улучшим", "углубим", совершенствуем непонятно что. Вот когда создавались федеральные университеты, как-то цели были поставлены слишком размыто. И итогов подведено не было: достигли или нет результатов. А отчитываться научились: реальных результатов нет, а отчет блистает, деньги освоены. Результат - освоение денег.
Но все-таки и в этои проекте много валовых показателей типа "численность докторантов,аспирантов, магистрантов", А где ИХ (научных работников) результаты, только не статьи в наших журналах, а статьи с IF. Считаю, что для будущих докторов наук надо вменить такое ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ требование. тогда и липовых диссертаций не будет. А то появляются доктора наук, а никто их не знает и труды их как-то малозначимы. НИИ превратились в производственные подразделения: клепают потихоньку под видом научной продукции что-то.

Комментировать