?

Log in

No account? Create an account

О чём говорит проект нового закона «Об образовании»

О чём говорит проект нового закона «Об образовании»Впервые о необходимости создания закона, который стал бы правовой платформой для построения качественно новой системы образования России, заговорили в декабре 2004 года на заседании Российского союза ректоров. В 2006 году началась работа над текстом нового законопроекта, в котором снимались накопившиеся многочисленные противоречия двух действующих законов, принятых в начале 1990-х годов, — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.»

C мая 2010 г. по февраль 2011 г. прошло общественное обсуждение первых двух версий законопроекта. При всей полярности мнений большинство граждан поддержали необходимость данного законопроекта, видя в нем реальный инструмент решения многих накопившихся проблем системы образования. Все многочисленные комментарии и предложения общественности были тщательно проанализированы специально созданной комиссией и учтены в дальнейшей работе над законом.

В настоящее время Минобрнауки России подготовило к обсуждению третью версию законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», которую российской общественности и предстоит обсудить ближайшей осенью. 25 июля состоялся брифинг для журналистов, главным спикером на котором был Статс-секретарь - Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко. Главный принцип нового законопроекта — предоставить каждому гражданину России в любом возрасте возможности для получения качественного образования.

Новый закон ни в коей мере не урезает и не отменяет те права и гарантии, которые есть сегодня. Напротив, многие вопросы, связанные с бесплатным и общедоступным образованием, получили в этом законопроекте дополнительную регламентацию в соответствии с Конституцией РФ. Так, например, в законопроекте дополнительно прописано право российских граждан на общедоступное среднее профессиональное образование, а родители дошколят получили дополнительные гарантии дошкольного образования. Разработчики не только сохранили все прописанные в действующем законодательстве льготы и социальные выплаты для учащихся и преподавателей, но и значительно расширили их за счёт введения новых, более гибких механизмов.

Итак, о чем же говорит новый закон?

О дошкольном образовании

О дошкольном образовании

Образование начинается не со школы, оно начинается гораздо раньше — дома, в детских садах, подготовительных классах, специализированных центрах. Законопроект, во-первых, закрепляет различные формы получения дошкольного образования. Во-вторых, гарантирует его обеспечение каждому ребёнку. Эти нормы позволят создать всем детям равные возможности хорошо подготовиться к школе. При этом государство берёт на себя обязательства по финансированию обучения дошкольников не только в государственных и муниципальных, но и в частных образовательных организациях.



О модульной системе обучения

О модульной системе обучения

Новый закон предлагает модульную систему обучения, благодаря которой школьники и студенты получат возможность самостоятельно выбирать и изучать важные для них предметы там, где это для них наиболее эффективно. Благодаря новым механизмам сетевого взаимодействия учебных заведений, учащиеся смогут изучать отдельные предметы в других вузах или школах. А чтобы дать им возможность получать максимально глубокие знания по выбранным дисциплинами, в законопроекте появились нормы, регулирующие использование самых разнообразных источников информации — от печатных до электронных.

О гарантиях для педагогов

О гарантиях для педагогов

Серьёзное внимание в законопроекте уделено закреплению положений, определяющих статус педагогических работников. Так, вводятся гарантии по оплате труда учителей — не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников, вводятся определения основных принципов и гарантий их деятельности, предусматривается поддержка молодых учителей и преподавателей.



Об упрощении документооборота

Об упрощении документооборота

Не секрет, что значительное время тратится на сбор и подачу различного рода документов: заявлений, справок, отчётов, разрешений, статистических данных и т. д. Новый законопроект предусматривает введение в системе образования единого электронного документооборота, что не только существенно упростит работу образовательных организаций, но и позволит гражданам более рационально использовать своё время.




О научной деятельности

О научной деятельности



Во всем мире институты и университеты — это прежде всего крепкая научная и исследовательская школа. Новый законопроект предлагает законодательно закрепить научно-исследовательскую деятельность как обязательное требование к вузам.







Об аккредитации и качестве образования
Об аккредитации и качестве образования


Для абитуриентов и учащихся очень важно получить не просто документ об образовании, а качественные знания, которые в дальнейшем помогут им в профессиональной деятельности. Поэтому законопроект предлагает ввести систему аккредитации учебных заведений на основе данных о результативности образовательных программ. Очень важно расширить участие потенциальных работодателей в оценке качества профессионального образования. Участие работодателей планируется как в общественной аккредитации, так и в аттестации выпускников.



Об общественном участии


Об общественном участии Чем больше мы заботимся о востребованности образования, тем больше общественность — родители в школах и работодатели в профессиональном образовании — стремится участвовать в образовательном процессе. Новый законопроект закрепляет нормы, расширяющие полномочия органов коллегиального управления образовательных организаций. Так, например, коллегиальные органы получат право согласовывать некоторые локальные акты учебных заведений.


Для урегулирования спорных моментов и конфликтов между участниками образовательного процесса в новом законе предусмотрен механизм альтернативного урегулирования споров. Предполагается, что в учебных заведениях будут созданы специальные комиссии, которые и будут разрешать все спорные моменты, касающиеся реализации права на образование. Решение этих комиссий станет обязательным для всех участников образовательных отношений в конкретном заведении.

Обсуждение третьей версии законопроекта проходит с использованием современных интернет-технологий. В частности, предполагается, что каждый участник обсуждения сможет самостоятельно предложить свои формулировки по различным правовым нормам, представленным в законопроекте. Другие участники обсуждения смогут «проголосовать», поддержав или не поддержав сформулированные дополнения к закону. Также будут обсуждены наиболее острые вопросы системы образования, по которым возможно законодательное регулирование на уровне нового законопроекта.
1
Комментировать

(без темы)

09.08.2011 18:54 (UTC)

evsheval

А в чем смысл введения третьего уровня высшего образования (подготовка научно-педагогических кадров)? Это какая-то формальность или в этом есть глубокий смысл?

Комментировать