?

Log in

No account? Create an account

Дайджест ответов на вопросы блоггеров. Часть 3.

Неделю назад на вопросы блоггеров ответила Директор Департамента Профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Михайловна Давыденко.

Дайджест ответов на вопросы, заданные в нашем блоге и тут, мы публикуем в несколько приемов. Сегодня – ответы на вопросы по темам:

- Распределение бюджетных мест между вузами;
- Зарплаты педагогов в государственных вузах;
- Закупка программного обеспечения для вузов;
- Переводе с платного на бюджетное обучение в вузе;
- Борьба с плагиатом в дипломных работах.



ВОПРОСЫ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ МЕЖДУ ВУЗАМИ

alligator_tail: Видела план приема на некоторые специальности. Группа – 25 мест, из них только 5 бюджетных и 20 платных. Министерство образования вообще склонно отдавать себе отчет в том, что фактически вузы занимаются тем, что собирают деньги на откуп от армии? Платное высшее образование – единственная легальная возможность для молодого человека откупиться от срочной службы. Чем беспредельнее «дедовщина» в армии, тем больше желающих заплатить за учебу любые деньги. И у проблемы дефицита рабочих профессий та же самая причина. Мне интересно, Министерство образования понимает это или делает вид, что «молодежь стремится к знаниям»?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Нет ничего удивительного в том, что государство в первую очередь поддерживает те специальности и направления подготовки, которые востребованы рынком труда.

Сегодня мы имеем дело с существенным дисбалансом между запросами рынка труда и структурой приема в вузы. Поэтому на протяжении последних семи лет Минобрнауки России снижает контрольные цифры приема по таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как «Гуманитарные науки» (в 2011 году цифры снизились на 18%), «Образование и педагогика» (в 2011 году цифры снизились на 4%), «Экономика и управление» (в 2011 году цифры снизились на 8%). Одновременно растет количество бюджетных мест по специальностям и направлениям, связанным с информационной безопасностью, геодезией, вычислительной техникой, нанотехнологиями и т. д.

Трудно согласиться с точкой зрения, что основным мотивом поступления в вузы для молодых людей является желание избежать службы в армии. Во-первых, устойчивый рост интереса к получению высшего образования на протяжении последних десятилетий демонстрируют не только юноши, но и девушки. Во-вторых, молодые люди получают на период обучения в вузы отсрочку от прохождения военной службы, а не освобождение от него. Не вижу ничего плохого в том, что в армию будут чаще призываться не 18-летние ребята – вчерашние школьники, а выпускники вузов – сформировавшиеся личности, обладающие дополнительными умениями и навыками, которые пригодятся им на службе.

anastgal: Хотелось бы знать, зачем содержать высшие учебные заведения, в которых никто не хочет учиться, судя по тому, что всем хочется учиться только в Москве. Не стоит ли в таком случае прекратить их финансирование, а деньги направить на увеличение дотаций московским и питерским высшим учебным заведениям, чтобы у них появилась возможность принимать на бюджетное обучение большее количество детей. Хотелось бы знать, что делать москвичам и питерцам, которые не могут набрать баллы, набираемые для своих деток родителями-взяточниками и «крутышками». Хотелось бы знать, советуют ли детям москвичей и питерцев работники вашего министерства получать образование в провинции в связи с тем, что со всей страны все едут поступать именно в Москву и Питер?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Я не разделяю Ваше мнение о том, что со всей страны люди едут поступать исключительно в Москву и Петербург. Как свидетельствуют данные проводимого нашим департаментом мониторинга, очень многие региональные вузы могут похвастаться высоким конкурсом на свои специальности и направления подготовки. Конечно, после введения Единого государственного экзамена конкурс в столичные и петербургские вузы значительно вырос. Но этот факт скорее можно оценивать как позитивный: по сути, ЕГЭ предоставил талантливым абитуриентам из провинции возможность поступать в лучшие университеты страны и тем самым сформировать систему «социальных лифтов».

Итоги приема в вузы в 2010 году показывают, что государственные высшие учебные заведения востребованы на территории всей нашей страны. Например, в прошлом году конкурс среди подавших заявления на 100 человек в вузах по регионам составил:

Красноярский край – 637,3;
Приморский край – 603,9;
Белгородская область – 525,1;
Волгоградская область – 968,7;
Воронежская область – 677,7;
Оренбургская область – 1061,5;
Пермская область – 816,6;
Томская область – 599,2.


Идея перераспределения финансирования в пользу вузов Москвы и Санкт-Петербурга представляется откровенно утопичной. Количество бюджетных мест не спускается в вузы просто так. Ежегодно мы проводим конкурсы на распределение контрольных цифр приема среди подведомственных вузов. Конкурсная комиссия рассматривает поданные вузами заявки и статистические материалы и по результатам рассмотрения распределяет контрольные цифры приема. Здесь действует простое правило: если вуз не способен привлечь абитуриентов, то в следующем году контрольные цифры приема для него будут снижены.


Формулируя вопрос, вы исходите из ложного представления о том, что хорошее образование дают только в Москве и Петербурге. На самом деле это не так. Я сама получала высшее образование в региональном вузе и нисколько об этом не жалею. Более того, сейчас в России формируется система ведущих университетов. Помимо МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, она включает в себя федеральные и национальные исследовательские университеты, расположенные в различных субъектах Российской Федерации и ориентированные на подготовку кадров для социально-экономического развития регионов и федеральных округов. Качество образования в этих вузах не уступает столичному.


ВОПРОС О ЗАРПЛАТАХ ПЕДАГОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ


conder : Работаю в государственном вузе преподавателем (г. Москва). Мне 27 лет. Имею оклад 5 тысяч рублей без вычета налогов. Из них за общежитие отдаю 2,5 тысячи за себя и 4 – за жену. Для того чтобы доехать до работы, мне нужно покупать карту на метро – на это уходит еще около тысячи рублей. Таким образом, получается, что я доплачиваю государству за то, чтобы учить студентов разумному, доброму и вечному. Какие меры планируется предпринять для повышения уровня жизни молодых преподавателей федеральных вузов на постоянной основе (не принимая во внимание несовершенную структуру финансирования по грантам)?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Новая система оплаты труда предоставляет вузам относительно широкие возможности для стимулирования преподавателей. Сегодня высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов, ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок и других мер материального стимулирования, а также ставок почасовой оплаты. Сами вузы должны проводить оценку эффективности работы каждого преподавателя и в соответствии с его рейтингом повышать его зарплату во внеочередном порядке.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации вузам доведены бюджетные ассигнования на 2011 год с учетом увеличения фонда заработной платы на 6,5% с 1 июня текущего года.

Также не следует игнорировать возможности, которые предоставляет государство в рамках грантового финансирования и федеральных целевых программ. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» призвана поддержать молодежь, которая может и хочет заниматься наукой. Основное достоинство ФЦП как раз и состоит в том, что она позволяет поддерживать именно талантливую молодежь. В российских вузах работают молодые люди, которые получают по 30, 40 и 50 тысяч рублей в месяц – и такие случаи вовсе не единичны.

В то же время следует отметить, что нигде в мире ученый не получает высокую зарплату просто за то, что он ученый. И на Западе, и в России уровень доходов научных и научно-педагогических кадров зависит от того, насколько активно они публикуются в ведущих журналах, ведут исследования, участвуют в хоздоговорных темах и грантах, подают заявки на федеральные целевые программы и т. д. Сегодня мы постепенно уходим от системы поддержки ученых по принципу уравниловки, делая выбор в пользу селективной системы поддержки молодых исследователей. Именно такой вариант представляется наиболее продуктивным.


ВОПРОС О ПЕРЕВОДЕ С ПЛАТНОГО НА БЮДЖЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ


future4077 : Скажите. пожалуйста,если я воспитываю дочь одна и не получаю материальной помощи от мужа ,дает ли это дополнительный шанс перейти с коммерческой формы обучения на бюджетную при наличие мест на бюджетном и обучении на хорошие оценки.

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Минобрнауки России не регламентирует порядок перевода студентов с контрактной формы обучения на бюджетную – в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» этот порядок устанавливается уставом вуза.

Как правило, в высших учебных заведениях дважды в год проходят комиссии, которые принимают соответствующие решения при наличии свободных бюджетных мест. При этом могут учитываться такие параметры, как успеваемость студента по результатам последних экзаменационных сессий, среднедушевой доход его семьи, иные дополнительные факторы.

Думаю, Вам следует обратиться к проректору по учебной работе, предоставив соответствующие справки о составе семьи, уровне доходов и успеваемости Вашей дочери


ВОПРОС О ЗАКУПКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВУЗОВ


Самсонов Владимир : Решается ли вопрос по бесплатному обеспечению Минобразованием государственных технических вузов лицензионными программами – такими как «Компас», Multisim, EW и т. п., т. к. многие вузы, особенно филиалы, не в состоянии приобрести всё это за деньги?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

С этого года государство существенно увеличивает финансирование инженерно-технических вузов на одного студента-бюджетника. Дополнительные финансовые средства можно направить в том числе и на приобретение необходимого программного обеспечения.

Филиалы являются структурными подразделениями вузов, поэтому вопросы закупки программного обеспечения они решают совместно с головными вузами. Если вуз не в состоянии обеспечить свой филиал лицензионным ПО, без которого невозможна подготовка квалифицированного специалиста, значит он не выполняет взятые на себя обязательства. Ожидать, что Минобрнауки России выполнит эти обязательства вместо вуза, наверное, неправильно и несправедливо.


ВОПРОС О БОРЬБЕ С ПЛАГИАТОМ В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ


eastern_man_0_0: Во всех историях с плагиатом и дипломами, купленными за несколько сот рублей, нет особой проблемы со сбором информации о мошенниках. Вот недавно в одном из книжных магазинов в центре Москвы увидел на прилавке шикарный диск с названием «Дипломы. Лучшие работы – 2011». Вопрос в том, что кто-то такими занятностями должен заниматься. Для начала это могли бы быть люди, которые собирают подобную информацию – чтобы если я, скажем, поведал бы подобные данные о диске и магазине, это не кануло бы в пустоту. Затем, соответственно, должна быть реакция на подобную информацию, административное или уголовное (не знаю, какое) преследование – как минимум распространителей.

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Согласитесь, вопрос об административном или уголовном преследовании издателей и распространителей подобной «литературы» должен находиться в компетенции правоохранительных органов, а не Министерства образования и науки.

В то же время как человек, многие годы проработавший в вузе, могу отметить: списывание дипломов и откровенный плагиат могут существовать лишь на тех кафедрах, где научным руководителям нет никакого дела до своих дипломников.

Чтобы избежать плагиата в дипломах, достаточно придерживаться несложных правил. Во-первых, научный руководитель должен регулярно встречаться с дипломником и контролировать ход его работ. Во-вторых, для исследования должна выбираться по-настоящему новая и нетривиальная тема, исключающая возможность прямого списывания. В-третьих, достаточно неплохо в российских вузах зарекомендовала себя система «Антиплагиат», освоить которую по силам любому преподавателю.


Ранее были опубликованы ответы на вопросы по темам:

- Начальное и среднее профессиональное образование
- Болонская декларация и уровневое высшее образование
- Организация приемной кампании 2011 года
1
Комментировать

(без темы)

19.08.2011 09:02 (UTC)

Toppa

В отношении зарплаты педагогов в вузах. Все это, конечно, правильно - публикуйся, проявляйся и желательно в ведущих журналах, и чтобы статус конференций был хотя бы "Всероссийский". Забывается только одно "но" - все эти публкации и участия тоже стоят денег, и порой очень немалых. И все из того же смешного оклада.

Комментировать