?

Log in

No account? Create an account

Университет будущего: ставка на новое содержание



Современный вид системы профессионального образования сложился около ста лет назад, когда в Европе и Америке появился так называемый «средний класс» – прослойка людей, которые поставили высшее образование в приоритетные ценности для своих детей. Прошло 100 лет. За это время случился ряд технологических революций, прошло несколько глубоких экономических кризисов и две мировые войны. Пожалуй, только пенсионные и образовательные системы уцелели без радикальной перестройки за это время. Высшее образование, которое в России также называют «профессиональным образованием», а в англо-саксонском мире «третичным образованием» – на протяжении XX века развивалось в направлении роста его доступности и массовизации. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет университетское образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Рыночные реформы 1990-х годов в России также реализовали социальные ожидания населения: количество вузов выросло более чем в 2 раза – с 510 до 1100, страна стала абсолютным мировым лидером по доступности высшего образования (88% выпускников школ поступают в вузы). При этом существует общественный консенсус по поводу низкого качества такого образования. Но это не означает, что нам нужно вернуться на 30 лет назад, когда количество студентов не превышало 20% от числа выпускников школ. Нужно заново сформулировать, что есть высшее образование в начале XXI века.

Для этого, прежде всего, стоит прекратить обсуждение моделей и подходов конца 1990-х - начала 2000-х годов. ЕГЭ как единый национальный экзамен останется надолго, хотя его технология и содержание будут меняться; одновременно войдут в практику и другие инструменты оценки достижений школьников. Болонская система – уже сделанный выбор, хотя предстоит избавиться от рудиментов старого (индустриального) высшего образования в виде избыточного количества специальностей и направлений подготовки. В ближайшие годы возникнет новая, более компактная и структурированная архитектура высшего образования в результате активно идущих процессов слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров.



Значительная часть слабых вузов перейдет на подготовку только по программам бакалавриата и прикладного бакалавриата. Программы магистратуры и аспирантуры сохранятся в ведущих, регулярно подтверждающих высокий уровень работы университетах.



Пора говорить о новой парадигме высшего образования. Отметим ее основные тренды на ближайшее десятилетие. Первый – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании. Каждый университет, который будет претендовать на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов.



По оценкам экспертов, университет с 10000 студентов не сможет даже начать движение к международной исследовательской конкурентоспособности без привлечения, по меньшей мере, 100 профессоров, работающих на мировом уровне. Дальше - больше. Это потребует значительных инвестиций и глубоких внутренних реформ. Новые люди не захотят работать в старой институциональной среде.

Второй тренд - изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социо-гуманитарными достижениями. Претерпит существенные изменения лекционно-семинарская модель обучения, будут активно использоваться он-лайн курсы, разработанные лучшими университетами. Университеты перейдут на активные методы обучения. Новые технологии не могут быть навязаны извне, их принесут с собой новые профессионалы, которые придут в наши вузы.



Третье – обновление университетской инфраструктуры. Нынешние здания российских вузов не удовлетворяют даже минимальным требованиям конца XX века.

В России должно быть создано несколько передовых университетских кампусов, которые станут центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира.


Четвертое. На месте уходящих традиционных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО-СПО) возникнет новая система центров профессионального развития, основанная на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацеленная на формирование актуальных, востребованных рынком труда компетенций взрослого населения.



Это – важный ресурс для привлечения инвестиций в сферу профессионального образования.

Но самым принципиальным является вопрос о появлении университетов следующего поколения. Они будут отличаться от:
− классических (теологических) университетов, появившихся в Европе в XI-XII вв. и ориентированных на трансляцию универсума знаний,
− исследовательских университетов, возникших в XIX веке по модели Вильгельма фон Гумбольдта и предназначенных для генерации научных знаний и подготовки исследователей,
− индустриальных вузов (высших профессиональных школ и политехнических училищ), сложившихся в начале XX века для обеспечения бурного роста промышленности.

В течение последних 30 лет экспертами фиксируется кризис индустриальной организации общества и экономики, который проявляется в расширяющемся наборе территориальных, технологических и гуманитарных проблем. Поэтому должны появиться университеты нового типа («проблемно-ориентированные» или "инновационные" университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на таких профессионалов интенсивно растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий и геополитической неопределенностью (локальные военные конфликты, финансовые и экономические кризисы). У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны:
− мыслить за пределами существующих общепринятых представлений;
− решать задачи, до сих пор не имевшие решения;
− действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска;
− доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами.

Это позволит России вновь встроиться в международную повестку развития высшего образования и претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10-30 лет. Потребуются серьезные изменения в содержании образования, суть которых состоит в выходе за пределы трансляции предметноорганизованного знания.

Центральными процессами нового образования станет коммуникация и технологии интеллектуальной деятельности (мышление), направленные на решение актуальных проблем, а высшей формой образовательной деятельности - стратегическая проектная и командная работа.



В такой системе меняется традиционная роль профессора («предметника»), которая должна быть дополнена организаторами коммуникации, отраслевыми и технологическими экспертами, руководителями проектной работы. Именно за эти типы профессионалов уже развернулась острейшая конкуренция на международном интеллектуальном рынке.
В истории уже есть признаки и отдельные элементы нарождающейся новой парадигмы высшего образования. Примеры выхода за рамки исследовательской повестки были в прошлом у московского Физтеха, а сейчас сложились в экосистемах Пало Альто и Стэндфордского университета, Бостона и Массачусетского технологического института. Важно, что за последние 50 лет в теории управления возникли интеллектуальные школы, связанные с активным вовлечением участников в проектирование организационных систем («идеализированное проектирование» Рассела Акоффа и «деятельностный подход» Г.П.Щедровицкого).

Обсуждаемые образовательные новации не отрицают значимость сложившихся форматов высшего образования.

Обновленные классические и отраслевые вузы по-прежнему будут составлять ядро профессионального образования в России, а развитие исследовательских университетов является условием международного признания успехов российского высшего образования в ближайшие годы.



Однако необходимо избежать соблазна прямолинейного широкого копирования «лучших международных практик». Мы не сможем конкурировать в рейтингах с мировыми грандами напрямую – нам не хватит ресурсов, времени, репутации. Статистика показывает: средний возраст университета мирового класса - 180 лет, а более 45% Нобелевских лауреатов являются выпускниками всего 12 университетов.

Чтобы восстановить международную конкурентоспособность российской высшей школы, необходимо тщательно анализировать и рационально использовать зарубежный опыт, но при этом разрабатывать и применять собственный подход.



У нас есть исторический шанс стать участниками установления новых "правил игры" в международном образовательном пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия.

Оригинальная версия статьи размещена на сайте газеты "Ведомости"

16
Комментировать

(без темы)

03.09.2012 12:39 (UTC)

homo_ineruditus

В декларации есть положительные тенденции, например определенное внимание уделяется вопросу повышения преподавательской мобильности. Но по ключевым пунктам все по-старому. Не вижу каких-либо намеков на желание бороться с различными видами коррупции и прочими злоупотреблениями (например обессмысливающим содержание образования повальное распространение плагиата) , реформировать феодальную систему управления и сделать реальным вузовское самоуправление (в западных странах ректор отнюдь не является де-факто абсолютным монархом как у нас, а сотрудники административных подразделений не являются гораздо более важными людьми в вузе чем преподаватели), уменьшить вал бюрократической отчетности (которая для преподавателей кое-где занимает едва ли не больше времени, чем подготовка к лекциям и т.п.).

Боюсь что без решения этих и некоторых других вопросов намечающаяся очередная реформа станет очередной покраской фасада довольно гнилого здания.

No title

03.09.2012 13:01 (UTC)

livejournal

Пользователь valikslovo сослался на вашу запись в «No title» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:11 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов. [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:11 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] сов слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров. [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:11 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:17 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] и аспирантуры сохранятся в ведущих, регулярно подтверждающих высокий уровень работы университетах. [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:17 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] сов слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров. [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:17 (UTC)

livejournal

Пользователь lady_yuliya_89 сослался на вашу запись в « Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада

03.09.2012 13:25 (UTC)

livejournal

Пользователь mashakolosova сослался на вашу запись в «Реформа уравняет статус ведущих ВУЗов России и Запада» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Перемены в сфере образования помогут создать в России

03.09.2012 13:27 (UTC)

livejournal

Пользователь vladtopolev сослался на вашу запись в « Перемены в сфере образования помогут создать в России свой Кембридж» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Перемены в российские ВУЗы принесут иностранные проф

03.09.2012 13:33 (UTC)

livejournal

Пользователь hollydoly сослался на вашу запись в « Перемены в российские ВУЗы принесут иностранные профессоры» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

ВУЗы России входят в новую постиндустриальную эру раз

03.09.2012 13:37 (UTC)

livejournal

Пользователь juv4ik сослался на вашу запись в « ВУЗы России входят в новую постиндустриальную эру развития» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

ВУЗы России будут учить людей мыслить

03.09.2012 13:58 (UTC)

livejournal

Пользователь alevtinakomova сослался на вашу запись в «ВУЗы России будут учить людей мыслить» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Обновление российских ВУЗов до общемирового уровня

03.09.2012 15:20 (UTC)

livejournal

Пользователь antomsotnik сослался на вашу запись в «Обновление российских ВУЗов до общемирового уровня» в контексте: [...] пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия. http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

(без темы)

03.09.2012 16:13 (UTC)

forlaiten

В результете образования ХХ века, в образовании появились некоторые упущения. Не появилолсь понятия - общее образование. Общим в высшем образовании считается совокупность экономического и юридического. Общее школьное - это понятие труднее, чем в высшем. Общее образование должно быть специализированным. Когда будет сформировано данное общее образование, станет понятным, что собой должно предстапвлять научное специализированное. Школьное специализированное образование покажет область применения ЭГЕ. Данная форма экзамена возможна потому, что информацию можно представить в виде теста. Но ведь может быть информация, которую в виде теста не оформишь. Данные два вида информации должны соотноситься как 1/3 и 2/3, примерно. ЭГЕ - это упрощенка и его опасность сейчас неизвестна. С данными сегодняшнеми упущениями, вероятность исправления которых очень маловероятна, будут следовать упущения ещё большие. "Разум есть наименование, данное совокупности состояний сознания, сгруппированных под определительными - мысль, воля, чувства" - есть такое определение сознания. "Понятие психики шире понятия сознания" - есть такое определение сознания; с данным определением сейчас и осуществляется процесс приобретения образования. Почему не с первым? Потому что такое сознание принадлежит не людям, а Дхиан-Коганам, они имеют на него приоритет, закреплённый в их учебнике - "Тайная Доктрина". Может быть, похитить у них данный приоритет? Только как быть с инструкцией пользования.

Картавые преобразования.

03.09.2012 19:40 (UTC)

livejournal

Пользователь dobryjmalyj сослался на вашу запись в «Картавые преобразования.» в контексте: [...] я" .С ней можно ознакомится на сайте МО в ЖЖ, тут http://mon-ru.livejournal.com/40906.html [...]

Комментировать