?

Log in

No account? Create an account

Дайджест ответов на вопросы блоггеров. Часть 1.

На прошлой неделе на вопросы блоггеров ответила Директор департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Михайловна Давыденко.

Дайджест ответов на вопросы, заданные в нашем блоге и тут, мы публикуем в несколько приемов. Сегодня – ответы на вопросы о начальном и среднем профессиональном образовании и о Болонской декларации и уровневом высшем образовании

Вопросы о начальном и среднем профессиональном образовании


whitewrite : А кого сегодня готовят заведения профессионального образования? У меня создается впечатление, что таковое – и в стабильные советские времена влачившее не самое лучшее образование – ныне же вообще умерло. Возможно, я ошибаюсь, но есть ли смысл готовить, допустим, маляров-штукатуров, плотников-бетонщиков, каменщиков, слесарей и т. д. при том дичайшем притоке малоквалифицированной, зато дешевой рабочей силы? Что думают в Вашем департаменте по этому поводу?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Смысл готовить рабочие кадры в нашей стране есть – об этом свидетельствуют данные рынка труда,   который испытывает в них постоянную нужду. В настоящее время система подготовки рабочих кадров включает в себя 2658 образовательных учреждений начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся более 1 миллиона человек. Для сравнения: система высшего профессионального образования включает в себя 1114 образовательных учреждения, где учатся около 7 миллионов человек.
Активная модернизация системы начального профессионального образования началась в 2007 году, когда Правительство России приняло решение в рамках нацпроекта «Образование» оказать государственную поддержку учреждениям начального профессионального образования, внедряющим инновационные образовательные программы по подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Были закуплены новое учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, методическое и программное обеспечение, что позволило создать условия для организации образовательного процесса на современном уровне.

Сегодня речь идет о модернизации системы начального профессионального и среднего профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для современного производства. Нашей стране нужна не «малоквалифицированная, зато дешевая рабочая сила», о которой Вы говорите, а крепкие профессионалы, которые хорошо работают и получают за свой труд достойную зарплату.


cheldroch : Не так давно от власть имущих с подачи Президента начались предложения, чтобы начать перепрофилирование частных вузов в ПТУ. Вообще, для меня интересно, как можно приказать частным вузам поменять свой вид деятельности? Сейчас и так достаточно много ПТУ (сейчас уже ПУ – профессиональные училища), но туда идут после 9 класса в основном одни маргиналы, потому что на большее не способны. Остальные, кто поумнее, в вузы, потому что непрестижно на заводе всю жизнь гайку крутить. Как Вы собираетесь поднять престиж ПТУ, если нормальный человек не хочет учиться в ПТУ, потому что там его окружают антисоциальные личности?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

О закрытии или перепрофилировании негосударственных вузов речи не идет. Как показывает мировой опыт, в ряде развитых стран негосударственные вузы являются локомотивами развития высшего профессионального образования и выступают в роли факторов формирования наукоемкой экономики. В современных российских реалиях, для которых определяющим фактором является демографический кризис и ужесточение «битвы за абитуриента», формируется здоровая конкурентная среда в сфере высшей школы. Поскольку свободная конкуренция является одной из базовых основ рыночной экономики, Минобрнауки России видит свою роль в обеспечении условий для паритетного вхождения российских вузов в рынок, их организационной, информационной и методической поддержке.

Конечно, в постсоветский период в России появилось немало образовательных учреждений, формально являющихся вузами, но не способных дать качественные знания, умения и навыки в силу слабости преподавательского состава, отсутствия достаточной материальной базы и т.д. Очевидно, что конкурентный фактор может сыграть позитивную роль как средство «очищения» рынка образовательных услуг: именно от выбора абитуриентов зависит будущее конкретных вузов. В таких условиях лучшие негосударственные вузы, несомненно, лишь усилят свои позиции, а откровенно слабые участники рынка образовательных услуг прекратят свое существование.

Что касается рабочих специальностей, то представления об учреждениях начального и среднего профессионального образования, где якобы учатся «маргиналы» и «антисоциальные личности», являются стереотипными и зачастую далеки от действительности. Поэтому государство максимально использует возможности социальной рекламы для профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений общего образования и их родителей.

Тот факт, что рабочие профессии сегодня не пользуются положительным имиджем, секретом не является. Давайте вспомним: если в советские годы героями фильмов и телепередач были рабочие и инженеры, то в постсоветский период на смену им пришли бандиты на черном «бумере». Поэтому среди направлений работы по повышению престижа рабочих специальностей – инициирование материалов о преимуществах получения рабочих специальностей в федеральных и региональных СМИ.

При этом сотрудников масс-медиа нужно ориентировать на описание «историй успеха», т. е. подготовку публикаций о молодых представителях рабочих профессий, сделавших успешную карьеру благодаря полученному образованию и выбранной стезе.

[info]pilot_of_mordor:  Узнал недавно очень забавную новость: в учреждениях среднего профессионального образования (профучилищах) сокращаются ставки заместителей директоров по воспитательной работе. Таким образом, тот фабрично-спальнорайонный околокриминальный контингент, который составляет большую часть учащихся ПТУ, оказывается нужен лишь постольку, поскольку можно в конце пары лет обучения втиснуть ему свидетельство об окончании. Действительно ли замов сокращают?

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Закон Российской Федерации «Об образовании» относит формирование структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей к компетенции образовательного учреждения. В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) сказано, что директор (начальник) назначает на должность и освобождает от нее работников, а также определяет их должностные обязанности.

Следовательно, вопрос о сокращении ставки заместителя директора по воспитательной работе находится в компетенции директора образовательного учреждения.

[info]katoga:  Создается впечатление, что сейчас ВСЕ поголовно поступают в вузы. А в техникумах еще кто-то учится?


Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Система подготовки рабочих кадров в нашей стране включает 5222 государственных образовательных учреждений, в том числе 2658 учреждений начального профессионального образования с общим количеством обучающихся более 1 миллиона человек и 2564 учреждений среднего профессионального образования с общим контингентом обучающихся более 2 миллионов человек.

В 1114 вузах страны обучаются около 7 миллионов человек. Наблюдается процесс «массовизации» высшего профессионального образования. С одной стороны, эта тенденция может вызывать у кого-то тревогу, потому что количественные показатели очень часто достигаются в ущерб качественным. С другой стороны, специалисты предсказывают, что XXI век станет эпохой всеобщего высшего образования – и Россия по этому показателю уже сегодня находится в числе ведущих стран мира.

Вопрос о Болонской декларации и уровневом высшем образовании

[info]krevedko_style: Зачем переходить к Болонской системе образования? Зачем вводить бакалавриаты и отказываться от специальностей? Да еще плюс к этому по направлениям подготовки бакалариата в разных вузах могут существовать разные профили (общий профиль, специализированные профили). Это же сильно запутает работодателя, да и у абитуриента на момент поступления путаница возникнет.

Ответ от Директора Департамента профессионального образования Т.М. Давыденко:

Давайте начнем с того, что уровневое высшее профессиональное образование фактически реализуется в нашей стране с 1993 года. Уже с середины 1990-х годов в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» появились определения бакалавра и магистра, а выпускники вузов получают соответствующие дипломы. То есть к тому моменту, когда в 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, у нас уже имелся некоторый опыт развития уровневого высшего образования.

Есть ли альтернатива уровневой системе подготовки? Наверное, есть. Эта альтернатива состоит в том, чтобы по-прежнему готовить специалистов, не опираясь на опыт зарубежных стран и не развивая международного сотрудничества. Эта альтернатива предполагает, что «узкие» специалисты не смогут перестраиваться в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда, а потому будут неконкурентоспособны в условиях глобализации мировой экономики, основанной на постоянно обновляющихся технологиях и знаниях. Эта альтернатива не предусматривает признание российских дипломов за пределами нашей страны.

Мне кажется, такая альтернатива российскому образованию не нужна. Тезис о построении единого, основанного на нескольких циклах обучения, образовательного пространства в Европе выглядит гораздо более привлекательным. Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстро меняющемуся рынку труда. Такая система является более гибкой и больше соответствует современной структуре квалификаций и потребностям общества.

К тому же, сегодня никто не ведет речи о том, чтобы бездумно отказываться от специалитета. В настоящее время наряду с подготовкой бакалавров в вузах сохраняется подготовка специалистов по 111 специальностям высшего профессионального образования.

В следующих частях дайджеста будут опубликованы ответы на вопросы по темам:

- Организация приемной кампании 2011
- Распределение бюджетных мест между вузами
- Перевод с платного на бюджетное обучение в вузе
- Зарплаты педагогов в государственных вузах
- Закупка специализированного программного обеспечения для вузов
- Борьба с плагиатом в дипломных работах
2
Комментировать

(без темы)

22.07.2011 18:42 (UTC)

homo_ineruditus

Я бы предложил еще обсудить проблему повышения мобильности преподавателей вузов. В развитых странах исследователи и преподаватели более высокого класса имеют возможность переходить в более сильные вузы, в России эта возможность сведена к минимуму (для перехода чаще всего нужны не достижения, а личные связи).
Если бы преподаватели могли выбирать работодателя, это нанесло бы удар по нынешней полукрепостной системе, при которой во главе вуза стоит фактически всевластный феодал, роль вузовского самоуправления и профсоюзов чаще всего номинальна, а преподаватель-ученый, пусть даже его/ее послужной список очень серьезен, часто не может никуда уйти потому что сделал карьеру именно в этой сфере, а в другой вуз устроиться не получается. По крайней мере, такая система очень типична для провинциальных вузов.
Повышение мобильности позволило бы обеспечить приток в лучшие вузы лучших кадров и побудить руководителей остальных вузов ценить свои перспективные кадры: платить им более человеческую зарплату, выделять средства на участие в мероприятиях, необходимых таким людям для научного роста и, в числе прочего, не докучать назойливыми просьбами ставить незаслуженно высокие оценки блатным студентам.
Конечно, такая мера не стала бы панацеей от всех проблем, но оздоровлению ситуации она вполне могла бы способствовать. Если работать в этом направлении, нужно решать ряд принципиальных вопросов: например, делать настоящими конкурсы на вакантные позиции и обеспечивать жильем переезжающих в другой город.

(без темы)

23.07.2011 09:06 (UTC)

krassova_lily

очень жду ответов на вопросы по школьным учебникам

Комментировать