?

Log in

No account? Create an account

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»



10 июня 2012 г. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов ответил на вопросы радиослушателей «Эха Москвы» в интервью главному редактору радиостанции Алексею Венедиктову.





Нам необходима единая национальная система проверки школьных знаний. Она должна быть единой: в каждой российской школе необходимо предъявлять к тем, кто оканчивает 11 класс, единые, универсальные требования.

Другое дело, что ЕГЭ будет видоизменяться:

  • будут изменения в процедуре, направленные на то, чтобы максимально исключить необъективность, жульничество и обман. В этом году заработал институт общественных наблюдателей. И, я думаю, что это очень мощный инструмент, направленный на то, чтобы каждый ученик, каждый родитель и все остальные заинтересованные люди были уверены в том, что результаты ЕГЭ соответствуют действительности, что экзамен проводится честно;

  • будут изменения в содержании. Активно обсуждается, например, необходимость устной части в экзамене по иностранному языку. Все эксперты согласны с тем, что это имеет смысл. Вопрос только в том, как это осуществить;

  • активно обсуждается возможность использования компьютера для сдачи экзамена по некоторым предметам. В этом году мы провели эксперимент по информатике: часть учеников сдавала экзамен в режиме он-лайн;

  • обсуждается переход на разноуровневый ЕГЭ. Например, по математике более продвинутый ЕГЭ для тех, кто хочет учиться на технических специальностях, и менее продвинутый - для тех, кто хочет учиться на гуманитарных. В таком случае базовый ЕГЭ можно сделать после 9 класса;

  • учет внеучебных достижений школьников - то, что называется портфолио.




В чем главное отличие этого стандарта от того, по которому мы учим детей сегодня? Этот стандарт закладывает гораздо большую возможность индивидуализации обучения. Возможностью можно пользоваться, а можно не пользоваться. Поэтому в стандарте предусмотрена возможность профильного обучения в старшей школе, либо возможность так называемого универсального профиля, который более-менее соответствует тому, что есть сегодня.

Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе. Плохо это или нет? Я считаю, что это хорошо, поскольку 21 век – это век индивидуализации, и чем дальше, тем больше мы должны будем индивидуализировать и обучение, и различные услуги, которые человеку оказываются. В этом смысле введение этого стандарта с 2020 года - большой шаг вперед.

До этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут его вводить. Мы будем поддерживать апробацию, чтобы посмотреть, как реально он работает. За это время мы точно дадим возможность еще раз обсудить всё, что связано с этим стандартом. У нас накопится определенный эмпирический материал для анализа. Мы всегда сможем внести необходимые изменения.

Речь о платном образовании в пределах стандарта, который шире, чем то, что есть сегодня, – обращаю внимание – не идет. Количество бесплатных часов для учеников и их семей, т.е. тех часов, которые полностью финансируются из бюджета, увеличивается: будет 37, а сейчас 36.




Я считаю, что учителя в школах, преподаватели в вузах, исследователи, т.е. работники науки, – это люди, которые должны составить основу среднего класса России. Безусловно, тот уровень оплаты труда, который есть на сегодняшний день, является неудовлетворительным.

Сейчас осуществляется очень серьезный проект по увеличению зарплат учителей в школах. Могу сказать, что в апреле 2012 года средняя зарплата школьного учителя по России стала на 40% выше, чем в апреле 2011 года. В целом, уже в декабре по всем регионам средняя зарплата учителей будет доведена до средней по экономике региона.

То же самое нам предстоит сделать с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Постепенно их зарплата будет повышаться.

То же самое будет происходить и с заработной платой преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Она будет доведена до средней по экономике региона уже в сентябре этого года, а достигнет уровня 200%, т.е. будет в два раза выше, к 18-му году. Задачи такие поставлены, все расчеты произведены, в бюджетных проектировках эти расчеты отражены.

Одновременно будет происходить и повышение требований. Если ты преподаватель вуза, ты должен работать по современной программе, ты должен использовать в своей работе современные технологии. Если ты работаешь на уровне магистратуры и аспирантуры, ты должен заниматься научными исследованиями на высоком уровне, вовлекая в это студентов. Поэтому одновременно с повышением зарплат будет осуществляться и повышение требований.




Каждый гражданин России имеет право на бесплатное среднее образование. Любой ребенок, которому исполнилось шесть с половиной лет, обязательно получит место в школе, вне зависимости от того, где он живет, есть ли у него регистрация, кто его родители и так далее. Более того, так как Россия присоединилась к Международной конвенции о правах ребенка, то любой ребенок, вне зависимости от наличия гражданства, также будет обеспечен за счет российского бюджета местом в первом классе.

Приказ [№ 107] упорядочивает процедуру приема. По существу он фиксирует только одну вещь – ребенок (обращаю внимание, что это первоклассник) имеет приоритет, если он живет рядом со школой. До 1 августа именно такие дети записываются в 1-й класс. После 1 августа записываются все остальные, независимо от их места проживания. Родители обращаются в муниципалитет, и им предоставляют место в 1-м классе. Это гарантия государства. Если будут какие-то случаи, когда определенные муниципалитеты не выполнят этого обязательства, прошу обращаться ко мне напрямую.




В этом году никакого уменьшения бюджетных мест не будет. В следующем году, я надеюсь, мы перейдем к новым, более жестким правилам отбора и на бюджетные места в вузах, и к более жестким требованиям ко всему процессу обучения в вузах, и к требованиям на выходе из высшего учебного заведения. Не исключено, что в результате применения новых правил количество студентов сократится. Но для меня первичен не вопрос количества, а вопрос качества. Если мы принимаем на бюджетные места в вузы, нам нужно каждому гарантировать, что он будет учиться по современной образовательной программе, что его будут учить квалифицированные преподаватели, что он будет реально работать в течение этих 4, 5 или 6 лет, а по завершении программы он станет профессионалом в своем деле.




На сегодняшний день значительная часть выпускников наших высших учебных заведений не работает в соответствии с той квалификацией, которую они получили. Государство вложило серьезные деньги в подготовку этих людей, более того, в будущем эти расходы будут увеличиваться. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы эти деньги – а это ведь общественное благо, они из нашего общего кармана взяты, – работали в интересах общества. Поэтому должна быть создана система стимулирования людей работать по полученному образованию, по специальности. Но это не будет то распределение, когда человеку после окончания вуза давали бумажку, где было сказано - поезжай туда-то и работай на таком-то предприятии. Такого уже не будет.

Будет контракт между предприятием, с одной стороны, студентом – с другой, и с университетом – с третьей. Будет активно использоваться система образовательного кредитования, в которой предприятия будут выступать в качестве гаранта возврата кредита в том случае, если студент пойдет работать именно туда. Т.е. будут созданы нормальные современные, цивилизованные экономические механизмы. Административных мер здесь не будет, они и бессмысленны.




Так или иначе процессы объединения будут происходить. Императивом в каждом таком проекте является улучшение подготовки студентов. Т.е. главными бенефициарами являются студенты. Если мы видим, что есть сильный университет с динамичным, активным руководством, которое обеспечивает высокие стандарты, и рядом есть слабый университет, то конечно, в интересах студентов – распространить высокие стандарты и на тех, кто сегодня учится в слабом университете. Каждый такой проект будет осуществляться с условием проведения предварительного анализа всех рисков, всех плюсов, которые будут в результате.




Необходимо запустить несколько проектов повышения конкурентоспособности наших университетов до международного уровня. Мы прекрасно понимаем, что у нас на сегодняшний день таких университетов нет. Для этого нужно сделать очень многое: изменить систему управления вузом, привлечь лучших преподавателей, независимо от того, россияне они или иностранцы, они должны быть лучшие, самые подготовленные, ведущие передовые исследования. Нам нужно поднять качество науки в вузах, потому что сегодня оно, как и в целом качество нашей науки, находится на низком уровне. Нам нужно для этих вузов создать современную инфраструктуру: построить кампусы, сделать их привлекательным местом для самых лучших преподавателей и самых лучших студентов. Эти проекты будут запущены именно в такой логике.



11
Комментировать

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»

13.06.2012 15:29 (UTC)

livejournal

Пользователь tatjanau сослался на вашу запись в «Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы» [...]

Школьное питание

13.06.2012 15:39 (UTC)

stsopov

Всё время замалчивается один из самых наболевших вопрос качестве школьного питания и его модернизации.Я неоднократно обращаю на эту проблему внимание общественности.но создаётся впечатление,что я обращаюсь в вакуум.Неужели это кроме родителей никому не надо.Хотелось бы понять и услышать мнение министра по этому поводу.

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»

13.06.2012 16:24 (UTC)

livejournal

Пользователь mokeev_dmitriy сослался на вашу запись в «Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы» [...]

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»

13.06.2012 16:45 (UTC)

livejournal

Пользователь natasha_tuk сослался на вашу запись в «Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы» [...]

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»

13.06.2012 17:29 (UTC)

livejournal

Пользователь vyuga_07 сослался на вашу запись в «Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы» [...]

актуальность данных!

13.06.2012 20:01 (UTC)

002vmm

У вас сменился министр, а в инфе о пользователе министр прежний))

Re: актуальность данных!

14.06.2012 07:17 (UTC)

mon_ru

Владимир, спасибо за комментарий! Исправили.

Re: актуальность данных!

14.06.2012 12:32 (UTC)

traitres

и телефон справочной почему-то ведет в минкультуры...

Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»

14.06.2012 09:46 (UTC)

livejournal

Пользователь ntihomirova сослался на вашу запись в «Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дмитрий Ливанов в эфире «Эха Москвы» [...]

О детях в РБ замолвите слово!

23.06.2012 10:44 (UTC)

natalvital

Министр О ЕГЭ:

"..Нам необходима единая национальная система проверки школьных знаний. Она должна быть единой: в каждой российской школе необходимо предъявлять к тем, кто оканчивает 11 класс, единые, универсальные требования...!

Согласна! Но при этом должны быть равные возможности в получении этих знаний.
Речь об изучении русского языка в Башкирии, Татарии и др.
Вы зря делаете вид, что не понимаете сути этой проблемы. Она гораздо более серьезна, чем кажется некоторым политикам.
Министерство образования должно бить тревогу по этому поводу, а не отмахиваться, ссылаясь на законы.
Не нужны такие законы, которые ставят одних в неравенство перед другими - в одном государстве.
Почему граждане России, живущие в разных территориях, должны иметь неравные возможности в изучении русского - государственного языка? Неужели Вы считаете, что нашим детям достаточно тех часов на изучение русского языка, которые им предоставляется в настоящее время?
Ну давайте тогда предложим всем российским школьникам перейти на трехчасовое изучение родного русского языка и 2 часа на чтение. Как Вы думаете, каков будет резонанс в обществе?
Российские дети, живущие в многонациональных республиках, коими являются Башкирия и другие, являющиеся такими же российским территориями, как и Москва, не должны становиться заложниками политических игр нацменов.
Занимая соглашательскую позицию и позицию невмешательства, вы тем самым обрекаете детей этих регионов на дополнительные трудности в получении качественного образования, а следовательно - качества жизни.
Тем более, грядет ужесточение проверки знаний по ЕГЭ и при поступлении в ВУЗы.
Неужели не понятно, что это элементарное нарушение прав человека?
Нельзя недооценивать проблему изучения русского языка - тем более в национальных республиках, а те, кто идут на поводу у националистов, заставляющих плясать всех под свою дудку - совершают чудовищное моральное преступление.
Взывать к совести, видимо, бессмысленно.




"Нам нужно поднять качество науки в вузах..."

14.07.2012 09:44 (UTC)

ptrvc

Я обеими руками за. Но есть 2 серьезных препятствия.
1. Учебная нагрузка доцента - до 900 часов в год. Это очень много, и наукой заниматься просто физически некогда.
2. Необходимы новые приборы и оборудование, а также площади. Ни того, ни другого нам предоставлять не собираются. Вместо этого наш ректор решил, что вуз должен быть самоокупаемым, и пояснил: нам необходимо набирать как можно больше студентов-платников (но всем известно, что платники в своей массе получают высшее образование только номинально). Трудно в таких условиях что-либо сделать. При этом у меня есть конкретные идеи, но их реализация застопорена, нам даже компьютеров с программным обеспечением не обеспечивают - я из дома два своих принес, но на лицензионные программы у меня денег нет. Я уже молчу про виброметры, осциллографы и т.д. - этого вообще никому не нужно.

Комментировать