?

Log in

No account? Create an account

Электронные учебники: всё в одном

С 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации использования в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводится в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения.

От печатных страниц — к электронным файлам

Букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс.

Еще одно устройство, проходящее апробацию, — нетбук-трансформер, который может использоваться и как планшетный компьютер. С его помощью учитель будет иметь возможность давать своим ученикам дополнительную информацию по теме урока, проводить опросы и тесты, задавать домашние задания, контролировать их выполнение, оценивать результаты и т. д.

Электронные учебники очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объемом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимуществом электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактные размеры. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжелые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебников.

Первые ласточки

В эксперименте по внедрению электронных учебников принимают участие 25 школ из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Калининграда, Самары и Кемерова. В этих учебных заведениях разрабатываются методики и социально-педагогические модели использования электронных учебников, проводятся курсы подготовки для учителей, участвующих в проекте. Параллельно осуществляется закупка необходимых нетбуков и ридеров. На сегодняшний день к участию в эксперименте допущены несколько электронных устройств: Ридер PL 100 – Plastic Logic, Ридер PRO 903 – PocketBook, Ридер JetBook – «Эктако», Нетбук ICL – «Интел».

Приобретение электронных учебников для проведения эксперимента производится за счет средств региональных органов Управления образования в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ, регламентирующим госзаказы и госзакупки. Это предполагает, что на приобретение нетбуков и букридеров для школ, участвующих в проекте, уходит много времени. Длительность данного процесса вполне оправдана, так как по результатам проведения апробации будет разработан общий порядок закупки электронных учебников и предложен оптимальный механизм обеспечения ими общеобразовательных учреждений. Главное, что родители не будут платить за покупку и использование устройств. Даже если ребенок повредит устройство, оно будет восстановлено за счет средств бюджета.

Что касается образовательного контента, необходимого для успешного проведения эксперимента, то уже сейчас его разработкой занимается сразу несколько издательств — ООО «Образовательно-издательский центр "Академия"», ООО «Дрофа», ОАО «Издательство "Просвещение"».

Перед Министерством образования и науки стоит важная задача — создать совместно с ведущими издательствами и другими разработчиками такой электронный учебный материал, который будет учитывать интересы и учителей, и учащихся, и их родителей. С одной стороны, этот контент должен быть достаточно гибким и мобильным, чтобы отвечать условиям сегодняшней жизни, а с другой — быть легким для восприятия школьников.

Кроме этого, для использования в современных электронных учебниках были разработаны специальные требования к электронным образовательным ресурсам. В результате тщательного отбора были выделены около 400 ресурсов из национальных хранилищ электронных образовательных ресурсов (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). Более 100 из них адаптированы и конвертированы для использования в эксперименте уже в первом полугодии 2011–2012 учебного года.

Эксперимент по апробации электронных учебников в образовательном процессе продлится до 31 мая 2012 года. На основе его результатов будут разработаны требования не только к текстовому и мультимедийному контенту, используемому в букридерах и учебных приложениях к ним, но и к самим ридерам. Также будут разработаны рекомендации по дальнейшему развитию и внедрению электронных учебников в общеобразовательные учреждения Российской Федерации.
7
Комментировать

(без темы)

13.10.2011 08:36 (UTC)

anna_annchen

Издательства помрут с голоду.

(без темы)

13.10.2011 09:54 (UTC)

kofkin

Есть несколько вопросов:
1. Неужели не смущает черно-белый экран электронной книги?
2. Государство у нас богатое, да, но как будет воспитываться бережливость, если дети будут ломать устройство, например, (хотя бы) ежемесячно?
3. Как обяжут учеников (или их родителей) следить за зарядом устройства? Или государство готово в каждой школе сменить электропроводку на медную и провести по две розетки к каждой парте, таким образом, закрепив парты стационарно? Ведь розетки часто в ужасном состоянии, удлинители использовать нельзя, т.к. дети могут споткнуться и получить травму.
4. Из вопроса 3 вытекает проблема ПОЛНОГО отсутствия учебников (что вовсе не равно одному забытому учебнику, например, географии), если электронная книга не заряжена, подзарядить негде, сосед может и не помочь. И что делать?

Электронный учебник

23.04.2012 18:18 (UTC)

Osa Zlaya

Как что делать? Напихать ребенку полный портфель учебников и пусть таскает килограмм 8 каждый день.

(без темы)

04.06.2012 07:23 (UTC)

ekaterinavb

О том, как обязать следить за зарядкой - так же, как обязывают не забывать учебник, полагаю. Не самая большая проблема
С поломкой тоже просто - если библиотечная книга испорчена что делается? Правильно, покупаем взамен новую или приводим в порядок эту. Так и тут. Затраты только выше. На то и мы, родители, чтобы объяснять детям, как раньше про книги нам объясняли, что относиться к устройству надо бережно. Дальше у каждого свои аргументы.

Про чёрно-белое исполнение - согласна. Однако, цветные элекниги уже появились.

Меня, скорее, другой вопрос интересует - как бы элекниги при закупке нашими органами управления образованием не дорожали в разы относительно рыночной стоимости... Какой простор... Но это, однако, на совести отдельной группы лиц.

А если честно, как только смогу купить ребёнку такой гаджет (то есть, он должен быть цветным и доступным по цене), приобрету обязательно. Ранец у него нынче просто неподъёмный. Грешным делом уже подумываю в начале года снимать сканы учебников, относить весь комплект учебников в школу, чтоб были в классе, а дома заниматься читая задания с монитора.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗА СЧЕТ РОДИТЕЛЕЙ

26.11.2011 09:14 (UTC)

kazak78

Здравствуйте, всем!
В нашей школе начинается эксперимент по использованию букридеров. Выбрали 2 класса, в одном из которых учится наш ребенок. К сожалению, информация о том, что родители не несут финансовой ответственности за участие их детей в эксперименте, мягко говоря, недостоверна. По условиям договора со школой, школа для нас выступает Ссудодателем, а мы, родители, Ссудополучателями, соответственно вся ответственность за пользование устройством - на родителях. Цитирую раздел 3 "ответственность Сторон".: "3.1. В случае утери или необратимой порчи вверенного имущества Ссудополучатель ВОЗМЕЩАЕТ ЕГО (выделено мной) таким же имуществом, если утеря или порча не были вызваны обстоятельствами непреодолимой силы.Ссудодатель обязуется оказать помощь Ссудополучателю в приобретении имущества по льготной цене в случае необходимости его возмещения"
Кстати, стоимость имущества по договору безвозмездного пользования - 12000 р. (в. интернете - от. 11490 до 14 000).
Хтелось бы узнать мнение официальных и компетентных лиц.
С уважением, родители, которых вынуждают брать Ссуду у ГОУ в виде электронной книги. (Кстати, у нас свой собственный ридербук имеется)

tigrata2010

17.04.2012 02:59 (UTC)

Татьяна Меновщикова

Электронный учебник - классная вещь. Удобная, компактная и очень мобильная (работа с закладками и др.) И самое главное - это соответствует формату развития сегодняшних школьников.

Родитель

08.06.2013 04:57 (UTC)

Yury Golubev

Нет необходимости заставлять всех приобретать ридербуки. Хочешь - бери, не хочешь - пусть ребенок спину горбит. Купили самостоятельно и самостоятельно следите за состоянием. Не зарядил батарейку - сиди без учебника, твои трудности. Бережливость воспитается еще быстрее - будешь рисовать в учебнике - никто не заметит, а поменять рваный не дорого, а вот если ридербук ребенок сломает - получит от родителей по шее и будет ходить с неподъемным рюкзаком! (По-моему мотивация к бережливости хорошая)Необходимо только создание электронного ресурса в школе. Тогда в библиотеку нужно будет приходить не с папой на машине, а с флешкой.

Комментировать